Холдинг «Вертолеты России» планирует направить свои проекты по развитию систем управления вертолетами будущего по пути искусственной интеллектуализации. Это станет одной из составляющих глобальной программы развития авиационной промышленности, носящей название «Вертолет-2025». Исходя из названия, можно предположить, что первый прообраз систем с искусственным интеллектом должен появиться уже в течение ближайших 12 лет, что само по себе довольно амбициозное намерение.
Бортовое оборудование будет иметь принципиально новую структуру, основанную на взаимодействии интеллектуальных нейронных и технических сетей с системой нечеткой логики. Объяснить простым языком, как удастся «научить» вертолет думать как человек, вряд ли удастся. Да и сами разработчики пока не очень представляют, как все будет происходить. Для этого и будут проводиться научные изыскания и опытно-конструкторские работы.
Сегодня в качестве основных требований к новой системе закладывается ее способность обеспечивать максимальный уровень безопасности без участия в процессе человека. Это будет достигаться путем мониторинга состояния всех элементов конструкции летательного аппарата, анализа полученных данных и принятия необходимых мер в случае отклонения от нормы. Система будет также управлять воздушным движением по технологии CNS / ATM, тем самым, снимая нагрузку с экипажа.
Интеллектуальные бортовые системы вертолетов будут взаимодействовать с системами управления новыми видами вооружения, в частности ракетами, обеспечивать эффективное маневрирование в случае угрозы со стороны противника, и даже обеспечивать взлет и посадку в самом сложном режиме – на палубу корабля.