Не так давно первый самолет SSJ-100 был передан индонезийскому заказчику - авиакомпании Sky Aviation. У компании «Гражданские самолеты Сухого» есть определенная уверенность, что еще, как минимум, одиннадцать подобных летательных аппаратов поступят в регион по данному контракту. Но, куда более обещающими выглядели планы по продаже 30 самолетов другой авиакомпании из Индонезии – Kartika Airlines. Если бы ГСС удалось реализовать задуманное, то смело можно было бы говорить о быстрой экспансии нового российского самолета на рынке Юго-Восточной Азии.
Kartika Airlines подписала контракт на закупку 30 самолетов SSJ-100 еще в 2010-м году. Тогда ГСС оценила партию в 900 млн. долларов, и ориентировалась на нее, составляя планы по выпуску экспортных самолетов. Однако сегодня реализация контракта с Kartika Airlines ставится под большое сомнение, так как авиакомпания потеряла официальный статус авиаперевозчика. Все ее рейсы отменены, информация удалена из реестра и даже сайт не функционирует. Подобная ситуация особо не объясняется индонезийской стороной, используются лишь общие оговорки типа «из-за неустойчивого финансового состояния».
Не смотря на сложившуюся ситуацию, контракт с ГСС на 30 самолетов официально никто не отменяет. Да это и не входит в обязанности индонезийского Министерства транспорта, аннулировавшего свидетельство Kartika Airlines. Сам же авиаперевозчик, наоборот, официально заявляет, что трудности временные, и намерения будут реализованы. Хотя как там собираются использовать те самолеты, которые уже сегодня Россия готова поставлять, остается загадкой.
В ГСС, конечно, пытаются смотреть с оптимизмом и надеются, что сделка состоится. Но уже сегодня не скрывают, что ведутся переговоры с индонезийской стороной по пересмотру условий контракта. Справедливости ради, стоит отметить, что изначально, еще в 2010-м контракт выглядел несколько утопичным. Ведь закупив за один раз 30 самолетов, авиакомпания, тем самым, увеличила бы свой существующий парк в 10 раз, а подобные «рывки», обычно, ничем иным, чем популистской рекламой не заканчиваются. Скорее всего, так будет и в этот раз.
Да России потеря подобного заказчика довольно нежелательна, но это не первый случай из новейшей истории авиационных сделок. Уже имелся печальный опыт с авиакомпанией Malev, да и Armavia не оправдывает надежд. Теперь вот Kartika Airlines. Но стоит надеяться на лучшее.