Международные межправительственные соглашения регламентируют правила осуществления перевозок между двумя странами, его подписавшими и ратифицировавшими. В этих соглашениях оба государства описывают правила транзитных полетов над территорией государства, возможности выполнения транзитных посадок, перевозки пассажиров между собой и третьей страной, подчинение иностранных воздушных судов правилам летной годности страны, куда осуществляются рейсы и другие аспекты. Помимо этого, важным является определение количества рейсов между странами, количество аэропортов и квоты на количество авиакомпаний от каждого государства, которые имеют право осуществлять двусторонние авиаперевозки.
Именно понятие «назначенный от страны перевозчик» и стало камнем преткновения между странами Европейского Союза и России. Дело в том, что согласно действующим соглашениям, любая авиакомпания может стать назначенным перевозчиком от той страны, которой она принадлежит. Но европейская модель государственного устройства давно уже стерла границы между государствами. Внутри стран Евросоюза была принята доктрина Единого европейского неба и все полеты выполняются, как внутренние рейсы. С другой стороны, концепция поглощения и слияния авиаперевозчиков внутри Еврозоны, приводит к тому, что авиакомпании теряют понятие национальной и становятся просто европейскими. Так, например, слияние Austrian Airlines и Swiss Airlines, и последующее их поглощение Lufthansa создает прецедент, когда, в принципе непонятно, от какой страны может выступать авиаперевозчик, в качестве назначенного по соглашению: от Германии, Австрии или Швейцарии. Юридически такая авиакомпания вообще может потерять юридическое право летать в Россию. А основные перевозчики из Европы уже практически все стали трансевропейскими.
Урегулирование вопроса планируется провести через месяц в Санкт-Петербурге, где состоится авиационный саммит по вопросам взаимоотношений между Россией и ЕС. Страны Евросоюза хотят полностью изменить все межправительственные соглашения об авиасообщениях, убрав из них полностью понятие «назначенный от страны перевозчик» и введя норму, что любая европейская компания, имеет право выполнять рейсы в Россию без привязки, к какому государству она относится. Скорее всего, Росавиация пойдет на это предложение, но с условием сохранения общего паритета по количеству двусторонних рейсов между Россией и Европой. Таким образом, если, например, по договоренности между Россией и Финляндией, обе страны имеют право еженедельно осуществлять по 10 рейсов, то по финской квоте в Россию могут летать не только Finnair, но и Transavia Denmark или SAS. Финляндия взята для примера не зря. Именно с этой страной Россия уже выработала соглашение, наиболее приближенное к требованиям европейской стороны.
А пока все страны еврозоны прорабатывают образец соглашения и договариваются между собой. Союз союзом, но рынок России сейчас становится все более востребованным, и выпускать контроль перевозок из своих рук особо не хочет никто, хотя нужно и поддерживать единую концепцию европейских объединенных властей. Все решит встреча в Северной столице.