Профсоюзный комитет авиационных диспетчеров России направил письмо в адрес Вице-премьер министра Шувалова, в котором изложил факты об угрожающей ситуации, сложившейся в сфере организации воздушного движения. Основным лейтмотивом обращения является заявление, что Государственная корпорация по организации воздушного движения не осуществляет никаких действий по обновлению и расширению центров управления воздушным движением. Это приводит к значительным перегрузкам и невозможностью работы рядовых диспетчеров.
В письме приводится несколько фактов по имевшим место недавно опасным ситуациям, которые могли привести к серьезным авиационным происшествием, но которые не разглашались. Тогда виновными были признаны авиадиспетчеры, которые понесли административную ответственность. Но в подобной ситуации они оказались из-за того, что были поставлены в такие условия, когда должное выполнение было просто невозможно и люди ошибались.
Официальная статистика, которую публикует Министерство транспорта, говорит, что за период 2009 – 2011 годов по вине Госкорпорации УВД (управления воздушного движения) произошло 46 авиационных инцидентов. Из-за ошибок диспетчеров 12 случаев привели к опасному сближению воздушных судов.
Самая опасная ситуация сложилась в Московском авиаузле, который управляет 57% всех рейсов, выполняемых в определенный момент времени в стране. За последние три года интенсивность авиаперевозок возросла примерно на 40%, а обеспечение управления воздушного движения осталось на том же самом уровне. Диспетчеры в пиковые периоды работают в максимально напряженных условиях, а это приводит к тому, что в воздухе случаются потенциально конфликтные ситуации. Другими словами, самолеты сближаются на опасно близкое расстояние, и столкновений не происходит только лишь благодаря автоматике и работе TCAS (системы предупреждения столкновения в воздухе), которая вовремя «разводит» два борта.
Такие случаи, например, происходили 7 марта в районе Домодедово и 22 марта на пересечении зон ответственности диспетчеров Внуково и Шереметьево. В Домодедово в тот момент был один диспетчер на пять рабочих мест, он, конечно, устал и просто ошибся. Во Внуково ошибка произошла из-за некорректного отображения информации устаревшим оборудованием. И в том, и в другом случае спасла TCAS. Но система, как и человек, может когда-то ошибиться.
Представители Госкорпорации по организации воздушного движения считают, что в письме дана не совсем корректная информация, что работа по модернизации ведется, и к концу 2012 года обновленная система вступит в строй.
Как известно, в ближайшее время планируется слияние всех трех крупных аэропортов Московского авиационного узла в единую систему управления. Кроме того, на три ближайших года запланировано существенное увеличение пассажиропотока, а, следовательно, и количества рейсов, выполняемых в аэропортах Москвы. Если сегодня, в среднем, за год выполняется 600 000 взлетов-посадок, и диспетчера с трудом справляются с их управлением, то через год их будет уже миллион. Если не увеличить возможности центров управления воздушным движением минимум в два раза, ситуация может быть крайне опасной. Но будем надеяться, что до этого все же не дойдет.