Авиакомпания «ЮТЭйр» ранее не эксплуатировала самолеты производства Airbus. Основу пассажирского парка перевозчика составляют различные модификации самолетов Boeing. Но в компании решили пересмотреть стратегию формирования флота и частично перейти на использование альтернативного варианта. В качестве этого варианта были выбраны самолеты Airbus А321. Если на сегодня парк Боингов у «ЮТЭйр» составляет 47 самолетов, то в ближайшем будущем он будет увеличен за счет приобретения 20 самолетов, только уже европейского производства.
Самолеты будут абсолютно новыми и поступят в «ЮТЭйр» прямо с завода производителя в Тулузе. Базовая стоимость контракта не разглашается, но по каталожным ценам она составляет примерно 2,3 млрд. долларов. Для осуществления такой сделки авиакомпания вынуждена будет привлечь лизинговую компанию, хотя ранее в Фарнборо на авиасалоне шел разговор о прямой закупке.
В качестве лизингодателя была выбрана компания «ВЭБ-Лизинг». Причем, для данной сделки была разработана своя уникальная финансовая схема, ранее никогда не используемая российскими авиаперевозчиками. Обычно самолеты закупаются на условиях так называемого возвратного лизинга. Суть его заключается в том, что производитель напрямую продает самолеты эксплуатанту. Эксплуатант, в свою очередь, сразу же продает данные самолеты лизинговой компании, и берет их обратно в операционный лизинг. Т.е. между производителем и лизинговой компанией нет никаких взаимоотношений.
«ЮТЭйр» и «ВЭБ-Лизинг» на этот раз решили использовать схему виртуального возвратного лизинга. При таком подходе контракт на продажу заключается напрямую между производителем и лизингодателем, а авиакомпания уже потом заключает соответствующий договор об аренде воздушных судов. Подобная схема может и не совсем выгодна лизингодателю, но зато более удобна авиакомпании. Да и документов, которые необходимо переподписать всем участникам сделки, гораздо меньше.
Первый платеж Airbus уже был осуществлен в начале октября. Во втором квартале следующего года ожидается передача первых двух самолетов. Все летательные аппараты будут выполнены в одноклассной схеме пассажирского салона, рассчитанного на перевозку 220 человек. Что касается маршрутов, то А321 пойдут на обслуживание туристических направлений и внутренние российские рейсы. Анализируя все условия, возникает предположение, а не замахнулись ли «ЮТЭйр» на рынок лоу-кост перевозок. Ведь и недорогой с точки зрения эксплуатационных расходов самолет, и одноклассная компоновка, и туристические маршруты – это все признаки бюджетной авиакомпании. А тут еще внедрена и схема более дешевого лизинга. Так что все возможно.