Последствия катастрофы под Смоленском не заставили себя долго ждать. И речь идет даже не о конкретно данной трагедии. Речь идет о российской авиации в принципе. Похоже, что время радикальных изменений пришло. Сегодняшние высказывания и указания Президента России Дмитрия Медведева уже не оставляют шанса авиационному руководству страны надеяться на то, что вопрос реорганизации сойдет на нет сам собой.
Если высказывания Вице-премьер министра Сергея Иванова об укрупнении авиатранспортной отрасли и введении ограничения на минимально необходимый парк воздушных судов еще воспринимались, как возможное решение, и их, было, начали обсуждать, то теперь все структуры эти решения начнут выполнять. После совещания, которое провел Дмитрий Медведев в Ярославле, он дал прямое и однозначное указание Правительству сократить в России количество действующих авиакомпаний. Президент много высказывался о ситуации в авиации. Говорил, что после каждого авиационного происшествия, происходившего с самолетами в России, он не видел никаких конкретных действий от тех лиц, которые непосредственно отвечают за вопросы безопасности на транспорте, и в авиации в частности. Теперь просто дал указание.
Более того, Дмитрий Медведев заявил, что государство, выбирая между жизнями своих сограждан и поддержкой национального производителя или перевозчика, вынуждено идти на тяжелый шаг, но принимать непопулярное решение о закупке исключительно высококачественной и надежной, а самое главное, новой авиационной техники, не смотря на то, чьего она производства. Толковать слова Президента можно так, что в ближайшее время будет изменено официальное отношение к импортированию зарубежных образцов самолетов и вертолетов. Если свои собственные авиационные производства не могут достигнуть необходимого уровня и объемов выпуска новых самолетов, значит, они будут куплены за рубежом.
Интересно будет узнать, что именно собирается реализовать Росавиация. Ранее она планировала внести в Федеральные авиационные правила норму, что с 1 января 2012 года, все авиакомпании, которые занимаются регулярной авиаперевозкой пассажиров, должны будут иметь в своем флоте не менее 10 однотипных самолетов, а с 2013 года – уже 20 самолетов. При этом данное ограничение не будет касаться чартерных авиакомпаний, грузовых и региональных. Но, например, авиакомпания «Як Сервис», самолет которой упал в Ярославле, не является регулярной, а выполняет чартерные рейсы. Видимо, до указания Президента, Росавиация хотела обойтись без лишних проблем, введя в законодательство норму, которая итак выполнялась всеми крупными регулярными авиаперевозчиками. А теперь придется разбираться все-таки со всеми уровнями.
Какова будет реакция российского авиапрома – пока не понятно. Производители пытаются нарастить мощности производства. Например, на днях руководство «Гражданские Самолеты Сухого» сообщило, что ежемесячный выпуск самолета SSJ-100 поднят с шести до десяти самолетов. Но и этого недостаточно. Проектов и программ по новым самолетам в России много, но они в 90% случаев рассчитаны на массовый выпуск, не ранее конца следующего года, а замена списываемым Ту-134, Як-40, Ан-24 нужна уже завтра и измеряется несколькими сотнями машин сразу. А упрощение государственного регулирования закупки импортной техники окажет влияние на все российские проекты и не в лучшую сторону.