9 мая 2012 года, к большому сожалению, стало одной из черных дат для российской авиации. Во время демонстрационного полета в Индонезии потерпел катастрофу самолет Sukhoi SuperJet-100.
Борт принадлежал компании «Гражданские самолеты Сухого» и выполнял презентационный тур «Приветствуем Азию» по ряду стран данного региона. 9 мая SSJ-100 прибыл в Джакарту – столицу Индонезии – из Мьянмы и сразу приступил к выполнению демонстрационных полетов. Проведя успешно один полет, во время второго самолет просто исчез с радаров. Самолет поднялся в воздух и через 20 минут (примерно в 14:30 по местному времени) связь с ним пропала.
В результате поисково-спасательной операции уже было обнаружено предполагаемое место крушения лайнера. По предварительным данным SSJ-100 врезался в гору Салак, находящуюся на острове Ява (60 км от аэропорта Джакарты), на склоне которой и были обнаружены с вертолета незначительные останки самолета. Предположительно основная масса обломков упала к подножию горы, а возможно и в кратер вулкана, расположенный чуть ниже места столкновения на западном склоне. Высота Салака составляет 2,2 км. Место столкновения с горой обнаружено на высоте 1,6 км.
На борту самолета находилось 48 человек, включая экипаж. Россиян было восемь, остальные – иностранные граждане. Полет был демонстрационным, поэтому на борту основную массу пассажиров составляли представители различных авиакомпаний и авиационных структур Индонезии. Экипаж был полностью российским и состоял из летчиков испытателей компании «ГСС». Командир экипажа – Александр Яблонцев – был тем пилотом, который впервые поднял в воздух первый борт SSJ-100 еще в 2008 году. Кроме того, на борту был руководитель продаж ГСС и ряд менеджеров компании. Также на борту были представители французских и итальянских компаний, являющиеся участниками проекта по выпуску SSJ-100.
Причины катастрофы пока остаются загадкой. Информация, появляющаяся в интернете, довольно обрывчатая. Уже известно, что полет проходил на высоте 3000 метров, но незадолго до катастрофы экипаж запросил разрешение снизиться до высоты в 1,6 км. Но почему он так поступил, остается большим вопросом. Полеты в горных районах всегда затруднительны и должны выполняться с запасом по высоте. Тем более экипаж должен был знать об имеющихся в регионах высотах, и не должен был выходить на высоту полета, которая заведомо меньше.
Полеты проходили в условиях низкой облачности. И, не смотря на дневное время, экипаж мог просто не заметить, точнее – поздно заметить, приближающийся склон горы. Но, даже если это так, то СППРЗ (устройство, предупреждающее о столкновении с землей) должно было вовремя предупредить пилотов. Ответ на этот вопрос должна дать специальная комиссия по расследованию причин катастрофы, созданная по распоряжению Правительства России.
Конечно, экипаж, тем более испытатели, не привыкшие летать в условиях высокогорья, могли ошибиться. Пилоты могли просто перепутать высоту в футах с высотой в метрах. Но это не единственная возможная причина. На борту самолета были представители авиакомпаний, возможно, были и пилоты. Полет был демонстрационным, в кабине могли находиться и другие люди, и экипаж мог просто отвлекаться на объяснение тех или иных особенностей самолета.
Появились и более мистические версии причин. По одной – самолет мог быть захвачен. Индонезия известна своими экстремистскими группировками, но все-таки вряд ли они могли проникнуть на борт демонстрационного рейса, хотя взрывное устройство могло и попасть в самолет. По второй – это был метод устранения конкурента. SSJ-100 активно выходит на рынок, и это многим не нравится. Но уж очень это жесткая, точнее жестокая борьба. История не знает подобных прецедентов. По крайней мере, официально никогда подобные факты доказаны не были. Но расследование, наверняка, не будет исключать и такие варианты.
Что касается перспектив SSJ-100 на внешних рынках, то это, конечно, удар. Очень сильный удар по престижности и имиджу самолета. Разбиться во время демонстрационного полета, да еще с таким количеством потенциальных заказчиков на борту – ситуации хуже не придумаешь. Даже если будут названы причины катастрофы, по которым самолет был невиновен, и такое могло произойти с любым бортом, все равно, негативное впечатление и восприятие останется.
Катастрофы во время демонстрационных полетов случались. Например, в 1988 году на глазах у всей авиационной общественности разбился выводимый тогда на рынок новый тип Airbus A320. Это случилось прямо во время авиашоу во Франции (г. Мюлуз). На борту самолета находилось 130 человек. Самолет при заходе на посадку разбился, но погибло три человека. Тем не менее, это не помешало А320 стать одним из наиболее покупаемых и эксплуатируемых самолетов вот уже четверть века.
Делать какие-то выводы пока рано. Нужно, для начала, найти местонахождение обломков и приблизиться к ним. Если самолет упал в кратер вулкана, то сделать это будет очень затруднительно. Да и расследование катастроф на территории другой страны – достаточно сложная задача. И тут многим российским министерствам, Росавиации, АР МАК и Объединенной авиастроительной корпорации придется очень серьезно поработать, чтобы установить истину и честное имя SSJ-100. Вот только погибших уже не вернешь. Хотя пока тела не найдены, еще остается надежда, что может быть кто-то и выжил.