Комитет по безопасности на транспорте профильного Министерства Индонезии официально огласил результаты расследования причин катастрофы самолета SSJ-100 9 мая 2012 года в Джакарте. По словам Татанга Курниади – главы комитета – причиной трагедии стал исключительно человеческий фактор, а точнее – ошибка командира экипажа. Александр Яблонцев просто не прореагировал на сигналы опасности, подаваемые системой предупреждения опасного приближения земли (СРППЗ), хотя этот сигнал звучал не менее семи раз. В итоге командир корабля просто отключил систему оповещения, считая, что это ложные сообщения. Но между первым сигналом и непосредственно столкновением прошло не менее 24 секунд. Если бы Яблонцев правильно прореагировал, он без проблем избежал бы столкновения.
По расшифровке переговоров в кабине экипажа на момент столкновения стало понятно, что пилоты отвлекались на обсуждение других вопросов и не были сосредоточены на пилотировании. Кроме того, у них просто не было карт, содержащих подробную информацию о зоне полетов. Район Богор является зоной для проведения учебных полетов военных летчиков Индонезии. То местоположение, куда залетел SSJ-100, вообще является закрытым, и самолет туда не должен был попасть. Но, видимо, пилоты не совсем четко сориентировались и вышли за переделы разрешенного маршрута, что в итоге привело к столкновению. Не имя карты, Яблонцев просто не предполагал о наличии рядом столь опасного рельефа.
Версия с ошибкой экипажа не является новостью. О ней еще неофициально говорили в сентябре этого года. Вот только теперь страховые выплаты лягут полностью на российскую сторону. Опротестовывать подобное решение Россия также не станет, т.к. не захочет конфликтовать с Индонезией, боясь вообще потерять контракт на поставку SSJ-100 в эту страну.
Вопрос вообще можно было бы считать закрытым. Остается разве что еще один, на этот раз риторический вопрос. Почему сверхумный самолет «Сухой Суперджет» так и не смог ничего противодействовать ошибке пилота.