Представители авиационных властей обеих стран, наконец-таки, смогли договориться и прекратить конфликтовать по поводу выполнения авиационных перевозок между двумя столицами. Конфликт длился с 26 марта и доходил даже до полного прекращения воздушного сообщения. Стороны могли дойти до разбирательств в судебном порядке, о чем в открытую заявляла Беларусь. Спор заключался в том, что российские авиакомпании выполняли пять международных рейсов в неделю, а белорусская «Белавиа» только четыре. На днях стороны договорились о новых правилах, которые вступают в силу с 27 апреля. Теперь паритет составит по пять рейсов в неделю.
Но, справедливости ради, стоит отметить, что разговор был немного о другом. Количество рейсов – это только следствие. Основная причина кроется в желании либерализовать воздушное пространство двух стран. Говоря другими словами, вообще уйти от понятий назначенный перевозчик, количество взаимовыполняемых рейсов и т.д. За такую инициативу выступает Россия. Беларусь однозначно против, и ее можно понять.
На сегодня в стране (точнее, у национального авиаперевозчика «БелАвиа») имеется всего порядка 17 самолетов, способных выполнять пассажирские авиаперевозки на подобных международных маршрутах. По сути, работает одна авиакомпания «БелАвиа». В России десятки авиакомпаний и тысячи самолетов. Открыв небо или либерализовав пространство, Беларусь просто запустит на свой внутренний рынок конкурентов с заведомо большими возможностями. И тут же его потеряет, не выдержав той же ценовой конкуренции.
Даже сегодня те пять рейсов, которые официально согласованы двумя сторонами, со стороны Беларуси выполняет исключительно авиакомпания «БелАвиа», а со стороны России летают сразу три авиаперевозчика. Три рейса выполняет «Аэрофлот», и по одному авиакомпании «ЮТЭйр» и S7. Но для таких крупных авиакомпаний, как S7 и «ЮТЭйр», такой частоты недостаточно. Экономически более выгодно, чтобы частота полетов была выше.
С другой стороны, активное желание России существенно увеличить количество рейсов в Беларусь также вызывает определенное удивление. Внутри нашей страны еще достаточно потенциально выгодных направлений, на которых никто толком и не работает, нет никаких официальных ограничений на количество рейсов, почему не направить усилия в первую очередь на них, а Беларуси дать возможность самостоятельно решать свои вопросы по авиасообщению.