Ситуация по взаимоотношениям с официальным Минском касательно воздушного сообщения между российской и белоруской столицами обострялась не раз. Основной причиной сложных взаимоотношений является неравномерное перераспределение количества рейсов, выполняемых российскими и белорусскими авиаперевозчиками. Если россияне готовы существенно увеличить провозные способности, то единственная белорусская авиакомпания «Белавиа» сделать подобного не имеет возможности.
Тогда то и возникло предложение приватизировать Национального перевозчика Республики Беларусь его российским коллегой – авиакомпанией «Аэрофлот». У Аэрофлота уже есть большой опыт по подобным слияниям, и авиакомпания готова взять на себя задачу по увеличению возможностей «Белавиа». Данный проект активно обсуждался в последнее время среди представителей российского и белорусского авиационного сообщества. На днях по данному вопросу высказался и Президент Беларуси – Александр Лукашенко.
В своем обращении к представителям средств массовой информации из России, Президент Беларуси высказал свое несогласие с подобным проектом, предложенным Аэрофлотом. По мнению Александра Лукашенко (которое, справедливости ради, будет решающим), подобная приватизация сегодня невыгодна белоруской авиакомпании. Президент РБ вовсе не против дать возможность Аэрофлоту вкладывать деньги в развитие инфраструктуры гражданских авиаперевозок Беларуси. Но начинать нужно не с Национального авиаперевозчика.
В стране есть большое количество аэродромов и авиакомпаний, которые можно поднять до необходимого уровня, начиная от модернизации и закупки авиационной техники, заканчивая созданием новой сетки полетов, увязанной с российскими регионами. Аэрофлот, расширяя свою группу компаний, именно этим и занимался в пределах внутренних рейсов по Российской Федерации.
Правда, Президент обронил такую фразу, как «приватизация за копейки». Возможно, решение отказать в приобретении Аэрофлотом Белавиа связана не столько с политическими моментами, сколько с экономической стороной. Какие конкретно финансовые условия предлагал Аэрофлот для Белавиа, неизвестно, но, видимо, они просто не устроили белорусов. Хотя политический риск приватизации Национального перевозчика авиакомпанией другой страны также существует. Россия уже имеет печальный опыт приватизации венгерского Национального перевозчика авиакомпании Malev, после которой венгры были вынуждены искать альтернативную замену среди своих авиакомпаний.
Возможно, белорусская сторона связывает решение вопроса по «Белавиа» с решениями вопросов приватизации в других секторах экономики. Прежде всего, речь идет о газо и нефтеперекачивающей системе и допуске белорусских компаний к разработке и добыче природных ресурсов на территории России. Если эти вопросы будут решены, скорее всего, Беларусь изменит свою позицию и по авиакомпании «Белаваи».