L-39 долгое время был основой учебно-тренировочной авиации в войсках Союза, а впоследствии и в ряде стран СНГ, включая Россию. Этот самолет был разработан и производился в Чехии. За долгие годы он настолько наполнил авиационный рынок, что еще до сих пор существует не один десяток летных экземпляров.
Именно данную модель планировали заменить, разрабатывая УТС Як-130. И вот новый самолет появился, а L-39, похоже, никто списывать не собирается. Более того, в Министерстве обороны решили создать на территории России ремонтный завод по обслуживанию и модернизации данных типов самолетов. За базу был выбран город Ейск в Краснодарском крае.
Здесь не только развернут базу по техническому обслуживанию и ремонту, но и планируют в ближайшее время начать модернизацию существующего парка L-39. В первую очередь, на самолете необходимо поставить новый тип двигателя. Его прототип уже готов и даже прошел испытания в компании «Мотор Сич» из Запорожья.
Вроде бы все нормально, но возникает скептический вопрос. Зачем Россия создает внутреннюю конкуренцию для новейшего типа самолетов (Як-130), который специально разрабатывался, чтобы заменить L-39. Тут мнения разделились. Одни говорят, подобное решение бессмысленно, другие, что Як-130 пока не могут произвести в необходимом количестве, а пилотам летать и тренироваться нужно уже сегодня. В конце концов, куда девать те L-39, что стоят в войсках.
Можно, конечно, провести модернизацию парка L-39 и продать его в те страны, где не спешат расставаться с чешским УТБ. Но тогда шансы на международный прорыв для Як-130 еще больше уменьшаются. Кто прав в сложившейся ситуации – покажет время. Но лучше потратит усилия на увеличение объемов выпуска Як-130, чем теже самые усилия уйдут на возобновление программы L-39.