Объединенная авиастроительная корпорация задумала начать проект по разработке и выпуску пассажирских самолетов вместимостью 130 пассажиров. Данная ниша воздушных судов является одной из востребованных на рынке. В то же время – это один из самых конкурентных сегментов, в котором работают все основные мировые разработчики и производители, такие как Boeing, Airbus и другие. Базовой моделью для создания нового типа самолетов должен стать Sukhoi SuperJet-100. Конструкцию самолета хотят удлинить и за счет этого добавить необходимое количество кресел.
Но для реализации подобного проекта существует одно юридическое препятствие. Это компания Boeing. Как известно, проект SSJ-100 осуществляется компанией ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». По своей сути это совместное предприятие, 75% акций которого принадлежит Объединенной авиастроительной корпорации и 25% - итальянской компании Alenia Aeronautica, которая, в свою очередь, входит в один из крупнейших мировых авиационных концернов Finmeccanica. К проекту SSJ-100 имеет непосредственное, юридически закрепленное отношение и Boeing. Именно компания из США выступала в проекте официальным консультантом при разработке SSJ-100.
Чтобы оградить себя от нежелательной конкуренции в лице SSJ-100, Boeing потребовал от ЗАО «ГСС» подписания соответствующих обязательств, запрещающих компании заниматься разработкой и выпуском самолетов вместительностью более, чем 130 кресел. В случае нарушения данного обязательства, компании «ГСС» грозят большие штрафы.
В связи с этим, более рациональным является не реализовывать проект на 130-местный самолет в рамках ЗАО «ГСС», а создать для этого новую структуру, в которую войдут все теже ОАК и Alenia Aeronautica, но новая компания не будет никоим образом юридически ограничена санкциями от Boeing. Кроме того, ЗАО «ГСС» все равно должно быть переформировано, т.к. итальянская сторона высказала желание увеличить свою долю участия в проектах гражданских самолетов Сухого, и не хочет довольствоваться только четвертью. Finmeccanica, через Alenia Aeronautica, хотела бы довести свою долю в проекте до 49%, выкупив соответствующее количество акций ЗАО «ГСС» или новой структуры, которая может возникнуть.
На сегодня проект SSJ-100 оценивают не менее чем в миллиард долларов. Таким образом, для увеличения своей доли итальянцам потребуется вложить в проект около 250 млн. долларов. Самое интересное, что финансовая ситуация у Finmeccanica оставляет желать лучшего. Новое руководство компании, пришедшее к управлению совсем недавно, уже заявило о сворачивании всех непрофильных активов концерна. Но, по-видимому, проект SSJ-100 остается в приоритете, раз итальянцы готовы за него платить такую сумму. Но деньги – это необходимое, но недостаточное условие. ОАК выставила требование, кроме выкупа акций предоставить предложение по существенному улучшению производства самолетов SSJ-100.
Что касается лица нового типа самолетов, то оно пока не определено. В ОАК не сообщили, будет ли там ровно 130 мест или более, будут они в одноклассной компоновке или в нескольких. Но предварительная проработка модели уже ведется. Не известна пока и реакция Boeing на подобные заявления. Даже если юридически американская компания не сможет влиять на новую бизнес структуру, которая займется 130 местной версией, то жесткой конкурентной борьбы ей явно не избежать.