Техническое обслуживание и ремонт военной авиационной техники сегодня могут выполнять множество различных компаний. Но подобная ситуация в ближайшее время может измениться коренным образом. Президент России Владимир Путин одобрил предложение передать ТОиР полностью под юрисдикцию крупных российских холдингов – производителей авиационной техники, тем самым, сделав их монополистами на данном рынке.
Подобный шаг предпринимается для того, чтобы, с одной стороны, повысить качество выполняемых работ, а с другой – уровень ответственности того же разработчика и/или производителя. Техническое обслуживание, тем более, современной военной техники, требует и уровня подготовки, и наличия необходимого оборудования. Но данным потенциалом обладают далеко не все компании, работающие сегодня на данном рынке. Их основной козырь – это цена. Но в подобных случаях, такое рыночное преимущество довольно сомнительно. Качество – вот первостепенный параметр отбора. Кроме того, теперь разрабатывая любой новый тип авиационной техники или производя ее, холдинги должны постоянно учитывать тот факт, что завтра придется данную технику им же и обслуживать. И чем надежнее будет конструкция, чем дешевле затраты на ТО, чем проще его будет выполнять, тем выгоднее самому разработчику. Вполне уместное решение.
Монополия, конечно, плохая практика. Но иногда именно она помогает решить проблемный вопрос. Тем более, в обмен на подобный приоритет, холдинги будут обязаны продавать всю новую технику с пакетом обязательного технического обслуживания. Причем, данный пакет услуг должен предоставляться на протяжении всего срока эксплуатации поставляемой техники или оборудования.