На днях состоялось расширенное заседание Совета безопасности, которое вел Президент Дмитрий Медведев. Основным вопросом, обсуждаемым на встрече, стало положение дел в российской авиации. На фоне прошедшего МАКСа и достигнутых результатов, особенно вызвало удивление сообщение Главы государства о неудовлетворительном положении дел в российском авиапроме и авиаперевозках.
Дмитрий Медведев подверг неожиданно критике, не только саму авиационную технику и предприятия, ее изготавливающие, Президент крайне обеспокоен и состоянием всей инфраструктуры авиационного транспорта России. По словам Гаранта Конституции, те самолеты, которые в настоящее время являются основным продуктом авиапрома, далеки от идеального состояния. Уровень надежности и соответствие мировым требованиям данных судов оставляет желать лучшего. Дело в том, что Дмитрий Медведев, лично ознакомился с образцами современных российских самолетов и летая на них регулярно, столкнулся с недостаточным уровнем эксплуатируемой техники. Так, например, Президент сделал акцент на качестве разработки и изготовления самолетов семейства Ту-214. Подобный тип машин находится в эксплуатации правительственного авиаотряда. Уже неоднократно, совершая рейсы с Первым лицом государства на борту, самолет сталкивался с проблемами в работе стоек шасси. И это был самолет Президента, что же можно сказать об обычных бортах, работающих на регулярных рейсах.
Другой не менее важной проблемой, Президент назвал техническое состояние и уровень оборудования наземной инфраструктуры авиационного комплекса Российской Федерации. В первую очередь речь идет об аэропортах, об уровне и состоянии навигационного оборудования управления организации воздушного движения и о подготовленности наземного и технического персонала, обеспечивающего процесс контроля ситуации в воздухе и допуск авиационной техники в выполнению полетов.
Как известно, в России существует Государственная программа по закупке вооружения и шесть целевых федеральных программ, направленных на развитие авиационного сектора страны. Но, по мнению Дмитрия Медведева, все программы, с одной стороны, недостаточно качественно реализовываются, а с другой, нет необходимого уровня контроля со стороны государства о ходе данных программ. Для решения первого вопроса, Глава государства намеривается увеличить объемы финансирования авиационной отрасли на ближайшие 10 лет. Речь идет о десятикратном увеличении бюджетных вливаний, по сравнению с аналогичным периодом, начиная с 2000 года. Теперь вплоть до 2020 года авиационный комплекс страны получит порядка 5 трлн. рублей. Для контроля эффективности использования выделяемых средств, Совет безопасности разработает специализированный документ, который будет регламентировать государственную политику в области авиационной деятельности до 2020 года.
Но десять лет – срок достаточно большой, а решения и действия нужны уже сейчас. В данном случае, что касается вопросов краткосрочного и среднесрочного периодов развития, было принято решение о вливании из Федерального бюджета дополнительно 470 млрд. рублей, которые пойдут на реконструкцию и обновление гражданских аэропортов. Только до конца текущего года Президент дал указание провести обновление или полную реконструкцию в 38 аэропортах России. Сюда вошли все аэропорты столицы, Дальнего Востока, Казани и Сочи. А в течение ближайших четырех лет, количество модернизированных аэропортов должно быть доведено до ста. Что касается количества новых самолетов, выпускаемых российским авиапромом за год, то Президент хоть и сделал акцент на неудовлетворительном показателе прошлого года в количестве всего семи новых самолетов, но, основываясь на результатах и заключенных на МАКСе контрактах, можно надеяться, что данный показатель в ближайшее время будет улучшен.