На днях в Подмосковье на аэродроме «Финам» прошел Чемпионат мира по высшему пилотажу на самолетах типа Як-52. Хотя российские спортсмены показали высокий класс и заняли призовые места, в Федерации авиационного спорта (FAI) обеспокоены текущей ситуацией в развитии данного направления. У авиационных спортсменов есть ряд проблем, которых им без помощи государства не решить, и если помощь оказана не будет, то в ближайшее время достижения могут существенно ухудшиться.
Авиационный спорт состоит из нескольких дисциплин. Прежде всего, это самолетный и вертолетный спорт. Кроме того, сюда входит ракетный и парашютный спорт, авиамоделирование, планеризм и ряд других видов. И чем затратнее подготовка, тем меньше претендентов на медали может выставить FAI. Если с авиамодельным спортом или парашютными прыжками ситуация более менее решаема, то для пилотирования на летательных аппаратах нужны гораздо большие финансовые средства.
Первой проблемой является обновление парка пилотажных самолетов. Як-52, хотя и хороший самолет, но уже устаревший. Да и на нем пока можно летать, но нужно проводить соответствующее техническое обслуживания, а самое главное – модернизировать имеющиеся у FAI борта. Разница в цене между ремонтом одного самолета и закупкой новых образцов зарубежных летательных аппаратов может составлять от 6 до 10 раз. Конечно, ремонт будет более предпочтителен.
Кроме того, России нужен свой собственный новый пилотажный самолет. Подобная разработка имеется – Су-26. Но Объединенная авиастроительная корпорация не берется самостоятельно производить машину, не имея гарантированного спроса. Вернее, он есть, но не подтвержден финансово, хотя бы строкой в госбюджете.
Второй проблемой является подготовка кадров. Некоторые российские спортсмены, защищающие честь страны на международных соревнованиях, имеют возраст около 50 лет. Для авиации вообще, а для пилотажной – тем более, такой возрастной порог является предельным. А молодежи приходит очень мало. Стоимость обучения для частного лица – удовольствие не из дешевых. Если раньше подобными вопросами занимался ДОСААФ, то теперь все легло на плечи самих авиационных энтузиастов.
Но, не смотря на проблемы, в авиационном спорте Россия считается признанным лидером. Надеемся, так будет всегда.