Авиакомпания «Якутия», являющаяся не только крупным авиаперевозчиком федерального масштаба, обеспечивает и выполнение большого количества рейсов на местных маршрутах в своем регионе. Но выполнение поставленной задачи становится все более и более проблематичным из-за банального отсутствия авиационной техники, способной летать в суровых условиях Севера и Дальнего Востока.
Проблема замены, а точнее, ее отсутствия, для списываемых Ан-24, Ан-26 стоит уже давно. А после принятия решения о массовом выводе из эксплуатации данных типов самолетов, вообще приобрела катастрофическое значение. В регионе Якутии около 90% территории обеспечивается только сезонными видами транспорта, а это означает, что единственным способом добраться до того или иного места, является авиация. И не просто самолет, а самолет, способный работать на грунтовых неподготовленных аэродромах. О реактивной технике и речи быть не может. Данные типы просто не справятся с подобной задачей. Нужны турбовинтовые самолеты, подобные Ан-24.
Для сравнения можно привести такие цифры. В СССР до 1981 года было изготовлено порядка 60 000 самолетов исключительно для работы на местных авиалиниях в условиях плохо подготовленных аэродромов. Причем большая часть самолетов (около 96%), летающих уже в то время, была изготовлена еще до 1961 года. Конечно, весь этот парк за это время полностью выработал свой ресурс и был списан. А за последние десять лет российский авиапром изготовил только 52 самолета подобного класса, причем за последние три года – только двадцать самолетов. Цифры явно не соизмеримы с тем, что было во времена Союза.
Подобное сокращение парка уже привело к значительному падению пассажиропотока на местных региональных воздушных линиях. Так, только по республике Саха (Якутия) пассажиропоток за десять прошедших лет упал с миллиона человек до 250 тысяч в год. Было бы еще не так страшно, если бы пассажиры стали пользоваться другим альтернативным видом транспорта. Это было бы падение пассажиропотока только для авиации. Но альтернативы нет. Люди просто стали более ограничены в перемещении и стали меньше переезжать. А это уже существенное ограничение для развития региона в целом. И спад не остановился. Пассажиропоток продолжает уверенно снижаться.