Не успела открыться выставка авиации и вооружения LIMA-2011 в Малайзии, как российские производители боевых самолетов смогли договориться по поводу подписания контракта с Министерством обороны Индонезии. Предметом соглашения стала поставка шести тяжелых истребителей Су-30МК2. Окончательный вариант контракта будет подписан в течение нескольких недель, после того, как индонезийская сторона определит все необходимые виды вооружения, которые будут установлены на самолеты.
Это не первые российские самолеты в ВВС Индонезии. До этого, в 2003 году были поставлены два самолета Су-30МК и два истребителя Су-27СКМ. Затем индонезийцы в 2007 году приобрели еще по три самолета данных модификаций. Сегодняшние договоренности расширят состав российских истребителей Су в Индонезии до 16 самолетов. Но это совсем незначительное количество по сравнению с заявленными 180 боевыми самолетами, которыми Индонезия собирается укомплектовать десять авиаэскадрилий до конца 2024 года. И, по заявлению Министра обороны страны и Маршала Авиации, ими станут именно самолеты Сухого.
За возможность стать основным поставщиком боевых машин в эту южно-азиатскую страну «Рособоронэкспорт» (а именно эта компания является головной от российской стороны по контракту) вынужден был побороться с авиапромом США, который также предложил Индонезии свой F-16. Правда, США вели речь о поставке подержанных истребителей, зато по более низкой цене. По-видимому, Россия предложила Индонезии поставку самолетов в рамках государственного кредита, выданного нашей страной под гарантии индонезийского правительства. Хотя обе стороны не подтверждают, но и не опровергают пока данную информацию.
Сумма контракта на очередные шесть истребителей не называется. Хотя Индонезия не определилась окончательно с составом вооружения, уже можно говорить, что речь идет примерно про полмиллиарда долларов. Предыдущую сделку в триста тысяч долларов Индонезия оплачивала за счет кредита, взятого параллельно в России.
Что касается сроков поставки, то пока контракт до конца не подписан, дата не определилась. Но уже известно, что заказ будет выполнен сразу двумя авиационными заводами, в Комсомольске-на-Амуре и Иркутске, а значит, вряд ли, станет долгостроем.
Россия достаточно серьезно закрепилась с боевыми самолетами в странах Юго-Восточной Азии. Успех в Малайзии и Индонезии дает возможность получить доступ на внутренний рынок и других стран региона, которые ориентируются в своем выборе на своих соседей. Остается надеяться, что такая же ситуация ожидает SSJ-100 и МС-21, которые имеют первые контракты на поставку для этих двух стран.