Недавно прошел один судебный процесс, который смело можно назвать показательным и определяющим отношение властей к некоторым особенностям организации авиационных перевозок в России. Суть всего процесса сводилась к правомочиям авиакомпании предоставлять определенную информацию по электронным билетам и виду представления данной информации.
Все началось с того, что еще летом Комитет по защите прав потребителей обратился в суд с требованием оштрафовать авиакомпанию «Уральские авиалинии» за предоставление некорректной информации. Претензий было две. Первая – вся информация о рейсе в билете (ФИО пассажира, названия аэропортов вылета и прибытия, тарифов, стоимостей) приводится только на английском языке, который не является государственным в России. Вторая – в билетах, продаваемых по специальному тарифу QSALE, вообще отсутствовала информация, что данный билет является практически невозвратным. Т.е., пассажир, решив сдать билет, получал лишь часть стоимости, оплаченную за аэропортовые и топливные сборы. Вся остальная сумма не возвращалась.
Арбитражный суд Свердловска, где проходило слушание данного дела, вынес решение, что иск правомерен, и наложила административный штраф на авиаперевозчика. «Уральские авиалинии» в корне не согласились с подобным решением, и подало апелляцию. Но, это не привело ни к чему, и апелляция была отклонена, признав претензии Комитета по защите прав потребителей законными.
Все дело в том, что свердловская авиакомпания вовсе не является уникальной. Что касается впечатывания информации о рейсах, то практически каждая российская авиакомпания использует на электронных билетах английский язык или латиницу для отображения информации. Теперь же, исходя из решений суда, российским перевозчикам стоит задуматься и внести определенные изменения в свою систему подготовки билетов. Информация должна предоставляться на русском или на двух языках. Хотя однозначной нормы в авиационном законодательстве по данному вопросу не существует.
Что касается отсутствия информации о невозвратной стоимости билета по специальному тарифу, то тут авиакомпания, конечно, слукавила. Хотя, опять-таки, подобное «лукавство» можно встретить сплошь и рядом. Другие перевозчики, посмотрев на печальный опыт Уральских авиалиний, в следующий раз будут более внимательно предоставлять информацию о своих рейсах и тарифах. Об этом, по крайней мере, надеются в Комитете по защите прав потребителей. Да и обычные пассажиры вряд ли будут против подобных улучшений.