Вчера (5 октября) состоялось заседание Президиума Правительства РФ, на котором был затронут и вопрос изменения воздушного законодательства страны, с целью повышения уровня авиационной безопасности. Программу изменений, одним из ключевых пунктов которой, является введение нормы на минимальный состав флота в 10 однотипных самолетов, представлял Министр транспорта РФ Игорь Левитин.
Премьер-министр России Владимир Путин высказал несогласие с формулировками, представленными в проекте. По его мнению, для вопроса авиабезопасности более важным фактором является уровень подготовки летного и технического персонала, чем количество самолетов в авиакомпании. Буквально, Премьер заявил, что если у авиакомпании есть всего один самолет, но созданы все условия, ведется регулярная работа по подготовке персонала, есть необходимые средства обучения, такие как авиатренажер, то зачем ограничивать такой авиакомпании возможность работать. Что касается больших авиакомпаний, то, по мнению Владимира Путина, «сто самолетов» - это не показатель эффективности и безопасности.
Хотя Министр транспорта и пытался возразить, ссылаясь, что нормы и требования к подготовке экипажей остаются и являются также обязательными для всех участников рынка, это не изменило ситуацию. Премьер-министр вернул проект изменений с указанием его доработать.
Значит ли это, что пресловутое решение в десять самолетов будет отменено, а вместо него появится требования каждой авиакомпании иметь собственный тренажер – не понятно. Возможно, и то, и другое требования являются чрезмерно завышенными. По сути, авиакомпании достаточно иметь три самолета (как записано в текущей редакции воздушного кодекса), чтобы обеспечить выполнение рейса даже в случае отказа основного самолета, а тренажер вообще должен быть не в каждой авиакомпании, а в нескольких специализированных учебных центрах. Но требование о повышении уровня подготовки и ответственности – явно сегодня к месту. А вот как его реализовать – и будет еще думать Министерство транспорта, дорабатывая по указанию Премьер-министра изменения к воздушному законодательству.