Генеральная прокуратура Российской Федерации в своем докладе о состоянии законности и правопорядка в стране за прошедший 2011 год существенно высказала недовольство работой системы гражданской авиации страны. Сам доклад на днях поступил в совет Федерации РФ, а Генпрокурор Чайка собирается выступить с ним 30 мая на заседании палаты.
То, что рост авиационных происшествий, в том числе и авиационных катастроф, за последние годы значительно вырос (в 2010 – 24, а в 2011 – уже 34) – это факт известный всем. Обратив внимание на то, что в 80% случаев виновными признавались неквалифицированные действия авиационного персонала, Генпрокуратура и решила провести комплексную проверку, а как, в принципе, обеспечивается работа системы по получению и подтверждению классификации летного и технического персонала в гражданской авиации. И по факту расследования у Генпрокуратуры появилось много претензий именно к центральным авиационным властям – Росавиации.
В частности, в докладе сказано, что сама система (ее принципы) присвоения того или иного уровня квалификации в ГА не соответствует ни летному законодательству, ни мировым стандартам. К полетам получают допуск люди, не имевшие хотя бы минимально необходимого практического налета. В высших летных заведениях нет ни достаточного количества кадров преподавательского состава, ни материально-технических средств для проведения обучения.
Утвержденные правительством программы по обеспечению безопасности полетов гражданских судов просто не исполняются.
Много было в докладе претензий и к системе выдачи тех или иных сертификатов. Как известно, каждый субъект, имеющий тот или иной сертификат на выполнение авиационной деятельности должен периодически проверяться специалистами Росавиации на соответствие требованиям и подтверждать сертификат. А Росавиация отдает выполнение подобных проверок на сторону третьим лицам, которые, по сути, не несут никакой ответственности, да и не имеют порой нужных ресурсов.
Есть упоминание в докладе и о нарушении прав пассажиров по необоснованному завышению стоимости билетов, задержек вылетов и прочих нарушений.
Кому-то может показаться, что Генпрокуратура ничего нового не открыла, и много проблем – из-за недостаточного финансирования отрасли. Но если подобные обвинения и от Генпрокуратуры не приведут к изменениям, то тогда вообще возникает вопрос, а кто сможет навести должный порядок в гражданской авиации.