Сенсационная новость пришла из Министерства обороны России. Военное ведомство сообщило, что отказывается от возобновления производства тяжелых транспортных самолетов типа Ан-124 «Руслан». Более точная формулировка звучит как «нецелесообразность восстановления выпуска новых самолетов». Министерство обороны решило лишь провести модернизацию уже существующего парка, доработав все самолеты до версии Ан-124-150М. Это будет сделано в течение следующих двух лет. Но на этом вся эпопея с Русланами может и закончиться.
Такое решение кажется, по меньшей мере, странным. Последние несколько лет проект повторного запуска в производство Ан-124 был одним из наиболее приоритетных. На его разработку были выделены значительные бюджетные средства, многие чиновники и представители авиапрома, принимавшие участие в проекте разработки программы, получили повышения и награды. Министерство обороны в 2010 году включило Ан-124 в государственную программу по закупке вооружений до 2020 года, намереваясь купить 20 самолетов данного класса. На это даже было отдельно запланировано потратить 4 млрд. долларов. И тут такой резкий отказ, причины которого, кстати, военные так и не назвали.
В конце прошлого года прошло совещание, на котором обсуждались текущие закупки авиационной техники по программе обновления. Там было утверждено приобретение 39 самолетов типа Ил-76МД-90А (Модель «476»), на которое выделили 140 млрд. рублей. А про Ан-124 вообще уже речь не шла, хотя обсуждали все существующие варианты закупки транспортных самолетов. Так, в частности, военные заострили внимание на необходимости появления легкого транспортного самолета. Основным претендентом в данном направлении считается Ил-112. Однако, представители МО порекомендовали Объединенной авиастроительной корпорации пересмотреть и доработать лицо самолета, после чего военное ведомство будет готово его обсудить. Даже такие проекты, как транспортный Ан-140Т и украинский Ан-70 не были однозначно сняты с рассмотрения. Что же вызвало такую «немилость» в отношении Ан-124, можно только догадываться.
Теперь было бы интересно узнать мнение еще двух крайне заинтересованных в восстановлении Ан-124 сторон – авиакомпаний «Волга-Днепр» и «Полет». Пока их представители никак не прокомментировали ситуацию. Но, даже, если Министерство обороны не считает необходимым эксплуатировать «Русланы», то это вовсе еще не должно означать, что производство не нужно восстанавливать. Если «Полет» и «Волга-Днепр» обеспечат покупку минимального портфеля (ранее речь шла о 40 самолетах), то почему бы не продолжить проект. Однако, самостоятельно такие инвестиции авиакомпаниям не под силу, и решение Министерства обороны может однозначно перечеркнуть планы перевозчиков когда-либо увеличить свой парк таких уникальных летательных аппаратов.