Ил-20 можно назвать одним из самых старых и, в то же время, одним из самых засекреченных самолетов, стоящих на вооружении в Министерстве обороны России. Дело в том, что Ил-20 – это самолет радиолокационной разведки, а подобные функции являются первоочередными для подобных задач. Но Ил-20 был создан еще в 70-е годы прошлого века, используя в качестве основы пассажирский самолет того времени Ил-18. Всего было построено 20 машин, и все они до сих пор сохранились и числятся на вооружении в российских ВВС. Аэродромом базирования разведчиков являются подмосковные Кубинка и Чкаловское.
За полвека Ил-20, конечно же, очень сильно устарел и физически, и морально. Но в России пока нечем заменить такой уникальный летательный аппарат. Из всех претендентов могут рассматриваться только Ан-140, Ту-204 или Ту-214. Но ни один из них не обеспечивает полностью возможностей Ил-20. Ан-140 маловат по вместительности и имеет ряд конструктивных недостатков фюзеляжа и крыла для решения задач по РЛР. Ту-204 имеет малую дальность и продолжительность полета (почти в 2 раза). Ту-214 более менее соответствует требованиям, но его все равно нужно доработать, да и судьба этой модификации в качестве серийного пассажирского самолета так и не решена однозначно.
Учитывая все эти факторы, в Министерстве обороны приняли решение просто модернизировать существующие борта. Новая модификация получила марку Ил-20М. Основные изменения коснулись самой аппаратуры ведения радиолокационной разведки. Но, что именно было заменено, имеет гриф «Сверх секретно». Первый переделанный самолет на днях прибыл к месту своего базирования и был по достоинству оценен военными специалистами в Чкаловском. В ближайшее время и другие борта будут подвержены модернизации.