В 2007 году между двумя европейскими и двумя российскими компаниями было создано совместное предприятие, которое получило название Airbus Freighter Conversion GmbH (AFC). Целью создания данной компании стало переоборудование пассажирской версии узкофюзеляжных самолетов семейства А320 / А321 в грузовую. От России в создании компании приняли участие Объединенная авиастроительная корпорация и Корпорация «Иркут», а от Евросоюза – ни кто иной, как EADS и Airbus. Причем, как у российской, так и европейской сторон было по 50 % акций. Но в 2011 году обе стороны заявили, что проект должен быть свернут.
Официальной причиной подобного заявления стало то, что, предварительные маркетинговые исследования были ошибочны и для переоборудования А320 недостаточно рыночных возможностей. Хотя в 2007 году так не казалось, и российские компании делали очень большую ставку на данный проект, рассчитывая выступить головным исполнителем в переоборудовании. Что понимали под «недостаточностью рыночных возможностей» представители обеих сторон, остается загадкой. Толи неготовность рынка покупать подобные грузовые самолеты, толи нежелание авиакомпаний изменять компоновку, предпочитая использовать самолеты в пассажирском варианте.
И вот мнение участников проекта недавно координально изменилось. По крайней мере, Корпорация «Иркут» заявила, что существует большая вероятность к реанимированию проекта и начала его реализации. Дело в том, что на рынке появилась новая модификация А320NEO, которая существенным образом отберет у своего предшественника долю пассажироперевозок. Самолеты А320 / А321 могут оказаться просто невостребованными. Их и продать то будет проблематично. Машина неплохая и по цене не будет существенно отличаться от НЕО, но покупать все-таки предпочтут более новую модификацию. Вот и останется авиакомпаниям переоборудовать А320 в грузовую версию, которая автоматически становится более востребована и конкурентоспособна. На это и надеются в компании AFC, которую пока не успели закрыть. А «Иркут» имеет огромный шанс получить большой объем работ, если проект все-таки сдвинется с мертвой точки.