Государственная Дума России будет рассматривать законопроект, который был разработан депутатами от ЛДПР и касается изменения Воздушного кодекса РФ. Суть изменений заключается в том, что такое понятие как «черные списки пассажиров» может быть признано правомерным. Профильным комитетом по транспорту такая инициатива депутатов была также поддержана. Теперь слово за остальными депутатами.
Понятие «черные списки» представляет собой перечень граждан, которым может быть отказано в продаже авиабилета, т.к. обеспечении авиаперевозки. Причины попадания в список нежелательных пассажиров могут быть различны. Это и неадекватное поведение во время полета, и распитие спиртных напитков, и просто действия, которые могли представлять угрозу безопасности и другим пассажирам.
«Черные списки» уже имеют многие авиакомпании. Так, в частности, авиакомпании «Трансаэро», «Аэрофлот», «Ямал» и другие не скрывают, что практикуют такую меру воздействия и постоянно ведут подобные базы. Что уж говорить о зарубежных авиакомпаниях, для которых понятие «черные списки» вообще обыденное. В одно время даже Федеральная служба по надзору на транспорте пыталась создавать подобное, но далее намерений дело не пошло.
Но во всем этом есть одна проблема. Юридически подобные списки не являются законными. Т.е. авиакомпания может сколь угодно собирать данные о нежелательных пассажирах, но не имеет права им отказать в перевозке. Если гражданин, получивший отказ в продаже билета или в допуске на борт захочет отстоять свои права в суде, он выиграет дело. И авиакомпании рискуют, прежде всего, финансово, т.к. возможно требование моральной компенсации плюс покрытие судебных издержек.
Именно эту юридическую коллизию и хотят устранить депутаты ЛДПР. Они предлагают внести соответствующие правки в Воздушный Кодекс РФ, и закрепить за авиакомпаниями подобное право. Но тут также необходимо четко описать, какие причины для внесения в список нежелательных пассажиров будут законными, а какие нет. В противном случае, авиакомпании получат неограниченные возможности и могут отказывать в перевозке по любому малейшему поводу.
Кроме того, профильный комитет по транспорту Госдумы считает, что подобная практика должна касаться не только авиации, но и других видов транспорта. Возможно, вопрос будет дорабатываться комплексно, внося изменения сразу во все подзаконные акты. В любом случае пока это только прогнозы и ситуация остается без изменения.