Во времена СССР главным действующим лицом в каждом конструкторском бюро, занимающимся разработкой продукции оборонного комплекса, был Генеральный Конструктор. Именно этот человек диктовал стратегию развития всего предприятия, принимал судьбоносные решения и, конечно, нес общую ответственность за деятельность и результаты. Сегодня реалии существенно изменились. Генеральные конструктора отошли на вторые, а, порой, и третьи роли. Главную «скрипку» играют управляющие и финансы. Т.е., все российские предприятия в своей деятельности подчиняются одному – получению наибольшей прибыли здесь и сейчас.
Такое положение дел оказало существенное влияние на общее развитие всей отрасли. В России практически не ведутся опытно-конструкторские разработки, не создаются новые материалы и технологии. Ведь все эти процессы довольно затратны. А зачем на них тратить деньги, когда можно организовать более дешевую модернизацию уже существующей техники, наладить отверточную сборку импортной продукции и т.д.
Все это происходит потому, что мнение и решения Генеральных и Главных конструкторов не имеют той силы, что имели во времена Союза. Получить «добро» финансистов на то или иное нововведение приравнивается к трудовому подвигу. Но, в масштабах государства подобная стратегия очень опасна, и в будущем приведет к гораздо большим финансовым затратам, не говоря уже об общей потери конструкторского потенциала.
Данную ситуацию попытаются исправить на правительственном уровне. Вице-премьер министр РФ Дмитрий Рогозин дал распоряжение Министерству промышленности и торговли разработать мероприятия по восстановлению статусности и полномочий Генеральных конструкторов в российских оборонных компаниях. К ним относится и авиационный холдинг ОАК, имеющий в своем составе довольно большое количество компаний, занимающихся разработками.
Помимо статуса должности и влияния на принимаемые решения, будет создан Совет генеральных конструкторов России, который объединит главных разработчиков со всех отраслей. Данный Совет будет давать возможность специалистам из разных направлений объединить усилия и координировать совместные действия по тем или иным проектам, которые являются актуальными для авиа-, корабле-, двигателестроения и других оборонных секторов.