Исполнение фигур высшего пилотажа – это искусство, а исполнение группового пилотирования и не на специализированных спортивных самолетах, а боевых истребителях – искусство вдвойне. Подобная группа всегда выступает одной из визитных карточек страны, тем более, когда вопрос касается авиации. У России на данный момент таких групп три: «Стрижи», «Русские витязи» и «Соколы России». И вот совсем недавно в прессе и в кругах, приближенных к военной авиационной элите прошел слух о возможном расформировании двух групп из Подмосковья («Соколы России» располагаются в Липецком авиацентре). В чем же причина такого решения и правда ли это.
Обе группы в России появились практически одновременно в начале 1991 года. Составы групп были сформированы из пилотов авиационного полка, расположенного в подмосковной Кубинке и соседних авиагорнизонов России. Сейчас группы входят в структуру Центра показа авиатехники им. Кожедуба. Демонстрационные полеты выполняются группами от четырех до шести самолетов, окрашенных в национальные цвета российского флага. «Русские витязи» летают на истребителях четвертого поколения Су-27, а «Стрижи» - на фронтовых истребителях МиГ-29 того же поколения. Все эти машины являются боевыми, аналогичными тем, которые находятся в регулярных войсках. Обе группы являются постоянными участниками различных авиационных салонов и выставок по всему миру. И эти группы, якобы, решили расформировать.
Основных причин подобного шага может быть несколько. Первой высказывается необходимость сократить количество пилотажных групп, объединив все три и переместив в Липецк. Второй называют нерациональное использование дорогостоящей авиационной военной техники не по прямому назначению. Средняя стоимость боевого истребителя может колебаться от 20 до 40 млн долларов и самолетов не хватает в регулярных частях ВВС России. Пилотажные группы хотят пересадить на более специализированные для подобных типов полетов самолеты Як-130. Этот учебно-боевой самолет обладает большими акробатическими возможностями, расходует меньше топлива и его стоимость более низкая по сравнению с Миг или Су. Тем более, в мировой практике уже имеется опыт использования самолетов подобного типа для выполнения фигур группового высшего пилотажа. Это и английские «Ред Эрроуз», и итальянские «Фречче Триколори».
Эти причины можно назвать рациональными. Есть и «нерациональная». Аэродром в Кубинке является очень востребованным. Его уже давно хотели бы приобрести структуры от бизнес-авиации. Более того, половина территории аэродрома по неофициальным данным уже перешла в их коммерческое использование. А вот для сдачи в аренду второй половины мешает присутствие на ней пилотажных групп.
И вот недавно от Министерства Обороны России стали поступать комментарии, что информация о переформировании пилотажных групп – не более чем слухи. Хотя, пусть это и комментарии от представителей ВВС, но не официальное опровержение. Министерство обороны отказывается однозначно заявить, что все три группы останутся в прежних составах, ссылаясь на то, что не привыкли реагировать на слухи. Возможно, подобная информация распространяется определенными кругами, не довольными политикой нынешнего Министра обороны. Остается надеяться, что история с «Русскими витязями» и «Стрижами» скоро сама сойдет на нет и их полеты на МАКСе в августе не станут завершающими в карьере.