Сотрудничество между Малайзией и Россией в области поставки военной авиационной техники уже реализовывалось в виде громких контрактов. Большая половина малайских ВВС представлена самолетами российского производства. Еще в 1990-е годы Малайзия закупила 16 самолетов типа МиГ-29Н, а с 2007 по 2009 были поставлены многоцелевые истребители Су-30МКМ. Но останавливаться на достигнутом страны не собираются.
На днях состоялся визит в корпорацию «Иркут» Министра обороны Малайзии. Целью визита было ознакомление с возможностями и текущей ситуацией на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ) и обсуждение вопросов дальнейших поставок. Речь шла сразу о нескольких проектах.
В первую очередь Малайзия собирается расширить парк Су-30МКМ. В дополнение к закупленным ранее, было заявлено о второй партии истребителей, также в количестве 18 самолетов. Примерная сумма контракта составит 900 млн. долларов. Это будет уже модернизированная версия, способная использовать в качестве вооружения сверхзвуковую крылатую ракету BraMos, разработанную совместно индийскими и российскими специалистами по вооружению. Помимо этого, Королевские ВВС хотят провести модернизацию всех самолетов Су-30МКМ, закупленных ранее.
Вторым проектом, который хотели бы реализовать малайцы, стало приобретение нового учебно-боевого самолета Як-130. В настоящее время ВВС Малайзии используют с этой целью самолеты BAE Hawk 208. Но имея парк, состоящий в основном из российских самолетов, более рациональным малайцы считают расширение состава учебно-тренировочных машин за счет российских разработок. Поэтому самолет Як-130, как нельзя кстати, подходит для этого. Правда, пока конкретное количество необходимых самолетов заявлено не было.
Третий проект затрагивает сотрудничество по поставке нового пассажирского самолета МС-21. Хотя данный тип и является гражданским, Министерство обороны внимательно следит за ходом реализации проекта «Самолета XXI века» и хотело бы закупить несколько экземпляров после того, как пройдут все необходимые сертификационные испытания. Стороны договорились вернуться к вопросу немного позже, а пока наметили ориентировочный срок поставки на 2017 год.
На сегодняшний день для корпорации «Иркут» Малайзия является основным стратегическим партнером из-за рубежа. Являясь страной, имеющей значительный вес в регионе, Малайзия может существенно продвинуть продвижение новых иркутских самолетов и для других стран. Оба проекта, о которых шла речь (МС-21 и Як-130) находятся только в начальной стадии серийного производства на Иркутском авиазаводе. И от того, насколько большим будет портфель заказов, зависит крупносерийный выпуск этих типов самолетов.