Национальный перевозчик Армении и, кстати, первый эксплуатант самолетов типа SSJ-100, отказалась приобретать второй самолет. Как известно, согласно подписанного ранее контракта, «АрмАвиа» намеревалась купить два борта на условиях твердого заказа и еще два – на условиях опциона. В апреле прошлого года ей был передан первый и единственный пока самолет. Передача второго была намечена на конец июля текущего года, но армянский перевозчик официально отказался получать самолет.
Причин, побудивших «АрмАвиа» пойти на такой непопулярный шаг, официально сообщено не было. Отказ от купленного уже самолета не только может негативно сказаться, как на имидже самого перевозчика, так и на проекте SSJ-100. Но, кроме того, заказ был твердым и это может привести к выплате пени или каких-то других видов неустойки.
Подобного разворота событий, честно говоря, можно было ожидать. И на то есть, как минимум, два повода. Первое – состояние дел у самой «АрмАвиа». Уже давно идут разговоры об убыточности авиаперевозчика, его растущих долгах и общих финансовых проблемах. Даже отношения с домашним аэропортом Звартноц оставляют желать лучшего. Совсем недавно прошла информация о возможной продаже авиакомпании по довольно заниженной цене группе российских инвесторов. И хотя руководство «АрмАвиа» попыталось эту информацию опровергнуть, дыма без огня не бывает. Первый SSJ-100 уже находится в залоге, иначе перевозчик бы не смог вносить за него ежемесячные лизинговые платежи. Т.е. причиной отказа, скорее всего, является финансовая несостоятельность «АрмАвиа».
Второе – проблема в самом самолете. SSJ-100 не до конца доработан, и его полноценная эксплуатация весьма затруднительна. Нельзя назвать подобный случай уникальным, т.к. все новые типы самолетов на первом этапе эксплуатации сталкиваются с подобными проблемами. Частые отказы, львиная доля которых не является критическими для выполнения полета, пока заставляют самолет довольно много простаивать на земле. Со временем технические специалисты выяснят все «болезни», создадут перечень допустимых отказов и SSJ-100 станет летать более интенсивно. Но пока этот период необходимо пройти, «АрмАвиа» не хотела бы выступать в качестве испытуемого. Т.е. причиной отказа может быть сам самолет.
Какая из этих причин (а возможно обе или, вообще, третья) является действительной – покажет время. А пока ОАК будет обсуждать с «АрмАвиа» возможные дальнейшие варианты разрешения ситуации.