Разговоры о том, что Россия и Италия собрались совместно выйти на рынок авиационной техники и создать прямую конкуренцию американскому Boeing и европейскому Airbus, появились совсем недавно. Хотя, как оказалось, подобный проект обсуждается на различных уровнях уже более года, особых договоренностей достигнуто не было, вплоть до недавнего времени. Сегодня Министерство промышленности и торговли, которая курирует проект от имени государства, предоставила более подробную информацию по данному вопросу.
Речь идет о создании совместного предприятия (СП), которое должно разработать, а в последствие и выпускать ближнемагистральный самолет на 130 пассажиров. В некоторых источниках информации самолет классифицируют, как региональный, но это ошибочно. Самолет даже получил уже рабочее название - Superjet New Generation 130 (SSJ-130NG). Старт проекта намечен на этот год.
Не секрет, что за основу самолета будет взят SSJ-100. Но это не станет просто удлиненной версией предшественника. Это должен быть абсолютно новый тип самолетов. Если фюзеляж и останется таким, который просто удлинят, то крыло и двигатели поменяются кардинально. Тоже самое касается и комплексов бортового оборудования. Крыло будет разрабатываться с учетом использования новых прогрессивных композиционных материалов. Для этого параллельно будет запущен проект, который и будет заниматься разработкой и внедрением данных технологий. Что касается двигателей, то пока не определено, будет ли двигатель, как и для SSJ-100, разрабатываться и выпускаться СП PowerJet или будет выбран новый производителей.
Что касается вопроса финансирования проекта от российской стороны, то Министерство промышленности и торговли будет осуществлять так называемое невозмещаемое финансирование. Правда, условием таких инвестиций станет то, что объем финансирования не будет превышать доли в 50% от общего российского пая в СП. Остальные 50% будет обязана внести сторона, которая непосредственно войдет в состав учредителей.
Что касается самих участников СП, то они до конца пока не определены, ни как с российской, так и итальянской сторон. Предыдущие участники проекта – компания «Гражданские самолеты Сухого» - имеет определенные юридические ограничения на разработку самолетов с подобной пассажировместительностью. Компания подписала в свое время подобный документ с Boeing и ее участие в SSJ-130 станет прямым нарушением взятых обязательств. Что касается Alenia Aermacchi, то ее возможностей также не достаточно для подобного проекта. Скорее всего, совместное предприятие создадут головные компании. От России это Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), а от Италии – Finmeccanica.
В состав учредителей могут также войти и представители финансового рынка. В частности, российский Внешэкономбанк высказал свою заинтересованность и готовность инвестировать в проект денежные средства.
В авиационных кругах и среди людей, интересующихся вопросами российской авиации, отношение к проекту неоднозначное. Есть определенные опасения в целесообразности расходования таких средств сегодня. Ведь проект SSJ-100 еще не доведен до конца и требует также дополнительного финансирования на налаживание нормального крупносерийного производства. Да и открытая конфронтация с Боинг сегодня вряд ли будет по силам даже таким немаленьким компаниям, как ОАК и Finmeccanica.
Окончательно быть проекту или не быть, мы сможем узнать уже в этом году.