Сложившаяся недавно ситуация с нехваткой топлива в крупных российских аэропортах, заставила чиновников начать разработку комплекса мер, с целью недопущения в будущем подобной ситуации. Кто только не занимается вопросом. Курирование ведется лично Вице-премьер министром РФ Игорем Сечиным. От министерств вопросом занимаются Минтранс, Минэнерго, Минэкономразвития, Антимонопольная служба и, конечно, Росавиация. Комплекс предлагаемых мер включает ряд нововведений, информация о которых недавно стала известна общественности.
Самым кардинальным может стать введение двух типов цен на авиатопливо в российских аэропортах. Одна цена для внутренних рейсов и совсем другая - для международных. По мнению чиновников, размер рентабельности при выполнении внутрироссийского рейса гораздо ниже, чем при международных перевозках. Поэтому более высокая доходность с продажи топлива для международных авиакомпаний позволит компенсировать нехватку прибыли при продаже топлива для внутреннего потребления по льготным ценам.
Мера явно не рыночная. Предложение не было оценено и поддержано, не только авиакомпаниями, но и поставщиками топлива. По их мнению, подобная искусственная защита не сможет обеспечить гарантированное наличие топлива для внутренних рейсов, а вот международные авиакомпании значительно сократят объемы заправки в России, переориентируясь на европейские аэропорты.
Два типа цен могут не поддержать и в Министерствах. Ситуация, конечно, требует определенного вмешательства, но не такого кардинального. Более правильным, рассматривается другое предложение, подразумевающее создание в значимых аэропортах, как минимум, двух независимых топливозаправочных комплексов. Подобный (уже рыночный) механизм позволит не только гарантировать наличие топлива, но и поддерживать уровень цен на уровне средних, а не монопольно завышенных. Даже сформирован первоочередной список городов, в аэропортах которых такая схема будет обязательной. Это Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Новосибирск, Екатеринбург и Краснодар. Самое интересное, что подобная схема уже была реализована ранее в других, более мелких аэропортах, таких как Владивосток, Иркутск, Архангельск и еще ряд городов. А в обеих столицах наблюдалась естественная монополия. Но ситуация меняется. Так, в Шереметьево, уже началось строительство двух новых топливозаправочных комплексов, принадлежащих «Роснефть» и «Газпром нефть». То же самое, в ближайшее время будет и в Петербурге.
Окончательное решение по комплексу мер по наведению порядка и управляемости в структуре поставок авиатоплива, пока не принято. Заседание рабочей группы проходят без подробного освещения происходящего. Но стоит надеяться, что ситуация все таки улучшится и не за счет роста цен.