Компания АЛРОСА является самым крупнейшим в мире добытчиком и переработчиком алмазов. В связи с реструктуризацией и выходом компании на международный фондовый рынок, принято решение избавить компанию от непрофильных активов (напрямую не связанных с добычей и переработкой алмазов), в том числе и от авиационного сектора АЛРОСА. А размерам авиасектора может позавидовать любая средняя и даже крупная авиакомпания России.
В состав АЛРОСА входит «Мирнинское авиапредприятие» (МАП). На сегодня это 29 вертолетов и 41 самолет, два летных авиаотряда, семь аэропортов (один – федерального значения в г. Мирный, один - регионального и пять - местных воздушных линий) и целое агентство воздушных сообщений.
В полном объеме «Мирнинское авиапредприятие» реализовать не получится. Сама идеология авиапредприятий (летный отряд с парком самолетов или вертолетов плюс аэропорт) уходит в прошлое. И здесь АЛРОСА придется искать новых владельцев отдельно для наземной структуры и отдельно для летных подразделений. Вся авиатехника и летный персонал планируется передать одной из головных авиакомпаний региона – «Якутские авиалинии». Ей же будут переданы и все маршруты, квоты на которые были ранее предоставлены МАП. Отдельным важным аспектом и условием передачи является сохранение выполнения социальных авиаперевозок, ранее осуществлявшихся Мирнинским авиапредприятием. Ведь более половины маршрутов связывают между собой мелкие региональные населенные пункты, для которых АЛРОСА и МАП были единственным видом транспорта. Но «Якутские авиалинии», скорее всего, пойдут на подобные требования, учитывая их при определении условий сливания и получения активов.
Все аэропорты будут переданы в федеральную собственность государства. Об этом будет направлено предложение в Правительство России. Какова будет дальнейшая судьба аэродромов – станут ли они самостоятельными или останутся в федеральном управлении – пока речи не идет.
Наверно, решение, принятое АЛРОСА, было правильным. Даже если бы компания не выходила на рынок IPO, она вряд ли бы смогла успешно управлять авиационным сектором в условиях ужесточающегося авиационного законодательства и укрупнении авиационной отрасли России.