Проблема ослепления пилотов гражданских самолетов, заходящих на посадку в аэропорту, различными бытовыми лазерами, похоже, снова становится актуальной. Была надежда, что всплеск, пришедший на прошлый год, был разовой ситуацией и граждане отказались от преступных намерений, но это не так. За последние несколько дней произошло ряд случаев лазерной атаки пилотов, самым громким из которых можно назвать случай в «Шереметьево» с бортом, летящим из Франкфурта.
Похоже, проблему все же придется решать методом «кнута». Государственная Дума приняла решение вернуться к рассмотрению и принятию законопроекта, подразумевающего введение в стране уголовной ответственности за подобные действия. Профильный комитет Госдумы поднимет вопрос уже в сентябре текущего года.
Ранее законопроект был рассмотрен и принят в первом чтении. Затем наблюдалось определенное затишье среди так называемых лазерных хулиганов, и Уголовный Кодекс остался без изменений. Сегодня ситуацию исправят. Согласно проекта будет введена специальная категория, трактующая те или иные преступные действия и определяющее конкретное наказание за их совершение.
Самым безболезненным будет штраф в размере 80 000 рублей. Этому наказанию будут подвержены те, кто собирался совершить злодеяние, но был вовремя задержан или попытка ослепления была безуспешной. Три года тюремного заключения могут дать за то, если пилоты все же оказались ослеплены, но это не привело ни к каким негативным последствиям. Семилетний срок тюремного заключения станет наказанием в случае появления реальной угрозы безопасности полета и авиационного происшествия. Если в результате ослепления произойдет авиапроисшествие с гибелью людей, виновный получит от 10 лет тюрьмы.
Как объясняют психологи, волнообразная активизация действий лазерных хулиганов, действительно, имеет место быть. Но чем могут быть вызваны подобные нарушения психики, и что побуждает человека действовать так безрассудно, пока объяснить не могут. Да и наказание за совершенное вряд ли станет эффективным методом борьбы с лазерными хулиганами. Куда более правильно было бы создание системы, которая в принципе не позволила злоумышленникам совершать подобные лазерные атаки.
Сделать подобное, правда, довольно проблематично. Методы рассматривались разные, от запрещения в продаже всех бытовых лазеров, до увеличения закрытой зоны вокруг аэропортов. Но все они малореализуемы по ряду причин. Остается лишь разъяснительная работа и более усиленный режим работы полиции возле авиационных объектов. Однако и уголовная ответственность не помешает.