Два дня назад представители ВВС Уганды официально сообщили о прибытии первой партии многоцелевых истребителей Су-30МК2 из Российской Федерации. Самолеты уже осуществили первый пробный вылет и пилотировались угандийскими летчиками. Данная партия самолетов является частью контракта на поставку 6-8 истребителей. Сама сделка до сих пор полностью не была оглашена ни угандийской, ни российской сторонами. По имеющимся данным переговоры между представителями ВВС Уганды и "Рособоронэкспортом" проходили еще в апреле прошлого года. Результатом их стало подписание контракта на поставку 6 самолетов. Однако сразу после данного сообщения Уганда официально заявила об изменении своего решения ввиду слишком высокой стоимости. Вместо закупки новых Су-30 Уганда приняла решение провести модернизацию 6 имеющихся у нее МиГ-21. Контракт (со слов представителя ВВС Уганды) на Су-30 подписан не был, вместо него угандийцы собирались подписать с Россией контракт по МиГ-ам. А потом началось самое странное. В декабре 2010 года в СМИ Африки прошла информация о оплате Министерством обороны Уганды суммы в размере почти пол миллиарда долларов неназванному поставщику самолетов и танков. Данная сумма даже не была заложена в текущий бюджет страны и не была официально одобрена Правительством Уганды. Однако Центробанк Уганды предоплату осуществил из собственных фондов. Впоследствии стало понятно, что сделка с Россией все таки была заключена и касалась она отнюдь не МиГ-21. Как объяснил Министр информации Уганды такой шаг: "Реактивные истребители стали остро необходимы стране". И такая необходимость у Уганды реально появилась.
Все дело в том, что в стране пять лет назад были обнаружены значительные залежи нефти возле озера Альберт, которое лежит как раз на границе с Демократической Республикой Конго, не отличающейся спокойствием и миролюбивостью. Да и до границы Судана с мятежным Северным Дарфуром тоже рукой подать. Поэтому Правительство Уганды серьезно озаботилось вопросами территориальной целостности страны и защиты полезных ископаемых. Для этой цели и стали срочно приобретаться современные многоцелевые истребители.
Стимулируют Правительство и иностранные нефтедобывающие компании, которые собираются провести разработку района и начать добычу нефти. Всем необходима безопасность, тем более что нефтяники из Франции, Великобритании и Китая планируют вложить в проекты более 10 млрд долларов.
Су-30 наверняка справятся с поставленной задачей. Но пока однозначно непонятно общее количество закупленных самолетов и время поставки очередной партии. Ранее планировалось получить два самолета в июне, два в ноябре и два в следующем году. Как будет сейчас, возможно станет известно после начала эксплуатации первой партии истребителей.
Уганда стала девятой страной, на вооружение которой поступили Су-30МК. Помимо Уганды, Су-30 стоят на вооружении России, правда всего 4 самолета. В Африке Су-30 имеется только у Алжира. Остальные самолеты находятся в ВВС Китая, Индии, Венесуэлы, Вьетнама, Индонезии и Малайзии.