В Министерстве обороны Республики Польша на вооружении до сих пор находятся вертолеты советской разработки Ми-17, Ми-8 и Ми-14. Первые два типа являются многоцелевыми транспортными вертолетами и используются в сухопутных войсках. Ми-14 – это вертолет морского базирования, который стоит на вооружении ВМФ Польши. На сегодняшний момент в строю находится 12 вертолетов Ми-8 и Ми-17, и 13 бортов Ми-14 летают в ВМФ.
Именно эти вертолеты Польша собирается полностью вывести из эксплуатации до конца 2015 года. Такое решение многие считают не вполне оправданным и вызванным на основании эмоциональной составляющей после ситуации с Ту-154 польского президента под Смоленском и рядом инцидентов, произошедшей с авиатехникой советского периода. Теже Ми-17 ранее планировалось модернизировать, однако сегодня поступила информация об их снятии с эксплуатации.
Для закупки новых вертолетов Министерство обороны Польши объявило соответствующий тендер. Заявленное количество необходимых вертолетов составляет 26 машин. Все они должны быть выполнены в сухопутном варианте. Общий бюджет проекта составляет до миллиарда долларов. Примечательно, что про вертолет морского базирования пока ничего не упоминалось, и возможно, с выводом Ми-14 Польша торопиться не будет.
Российские производители могут представить на тендер обновленную версию вертолета Ми-171 и другие наработки, но, скорее всего, в тендере будет выбран вертолет, который можно производить в Польше. На сегодня это может быть либо Sikorsky S-70i Black Hawk, либо Agusta-Wetsland AW149. И тот, и другой типы летательной техники уже выпускаются польскими заводами.
Для России потеря польского рынка крайне нежелательна. Он традиционно считался российскоориентированным, но сегодня ситуация меняется не в лучшую сторону. И вряд ли сегодня Россия готова говорить о создании сборочного вертолетного завода на территории Польши, когда внутри страны далеко не все мощности достаточно загружены.