В прошлое воскресенье, 21 июля, в Исландии произошло авиационное происшествие с самолетом типа Sukhoi SuperJet-100. Во время захода на посадку в аэропорту Рейкьявика по какой-то причине у самолета не открылось основное шасси, и летательный аппарат приземлился на нижнюю часть фюзеляжа. Данный самолет имеет бортовой номер 97005 и принадлежит непосредственно компании «Гражданские самолеты Сухого», т.е. является экспериментальным, а также используется для коммерческого продвижения на рынок в качестве демообразца.
Полет в Исландии был не рейсовым, а сертификационным. В настоящее время разработчики отрабатывают программу по получению дополнения к сертификату типа. Суть дополнения – расширения возможности совершения автоматической посадки по IIIA категории ICAO. Говоря простыми словами, в «ГСС» хотят заявить, что SSJ-100 способен совершать полностью автономную посадку (посадку по приборам) в условиях минимальной видимости. Категория IIIA относится к самой сложной с точки зрения погоды. Прямая видимость и высота облаков такова, что летчики садятся практически вслепую, видя всего на несколько десятков метров.
Кроме плохих метеоусловий (аэропорт Рейкьявик и был нарочно выбран, чтобы «поймать» такую погоду) при посадке еще имитировался отказ одного из двигателей. Да и ветер в воскресенье был боковым, что еще более усложняет посадку. В итоге, самолет не справился с поставленной задачей, хотя отказ выпуска шасси напрямую не связан с автоматической посадкой и погодой. В любом случае, специалисты еще будут разбираться с произошедшим.
Во время аварии на борту находилось пять человек: три члена экипажа и два специалиста по сертификации. Никто не пострадал во время жесткой посадки, а вот при эвакуации из самолета один из экспертов повредил ногу. Данный инцидент, конечно, негативно скажется на общем имидже СуперДжета, но тут стоит понимать, что с рейсовым самолетом такого бы не произошло, так как при подобных погодных условиях посадка просто не совершалась бы, и самолет ушел на запасной аэродром.
Что касается самого борта 97005, то по оценкам экспертов жесткая посадка не нанесла критических повреждений. Самолет будет восстановлен и в ближайшее время вернется к продолжению сертификационных испытаний. Также инцидент не станет поводом для какой-либо доработки тех бортов, которые находятся сегодня в регулярной эксплуатации. Так что к типовой конструкции претензий нет.