В 1968 году в ОКБ А.Н.Туполева началась разработка сверхзвукового бомбардировщика, который должен был заменить 3М и Ту-95 и стать альтернативой американскому В-1. В проектировании участвовали ЦАГИ, ЛИИ, НИАС, ВИАМ, НИАТ и другие отраслевые институты.
В начале работы над самолетом он напоминал пассажирский Ту-144. Но от такой конфигурации отказались, так как она не давала необходимой дальности полета на дозвуковой скорости. За 7 лет был разработан проект самолета "70" с изменяемой геометрией крыла. Он был поддержан ЦК КПСС, и работа продолжилась.
В.И.Близнюк был назначен главным конструктором проекта, а Туполев осуществлял общее руководство. Для нового самолета, естественно, создавались и новые двигатели, и новые конструкционные материалы. Этим занималось ОКБ им. Н.Д.Кузнецова. При проектировании самолета "70" предлагались различные схемы компоновки, но выбрана была схема с двигателями в мотогондолах под неподвижной частью крыла. Не мало внимания уделялось и радиолокационной защите, то есть самолет нужно было сделать минимально заметным.
В 1977 году утвержден полномасштабный макет бомбардировщика. А уже в 1981 году построено 3 прототипа два из которых летные, а один для статических испытаний. Декабрь 1981 года стал летным крещением самолета Ту-160 – он поднялся в небо. Взлет состоялся на аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова. Через три года в 1984 прошло летное испытание бомбардировщика с полным комплектом оборудования.
В 1986 году началось серийное производство самолета Ту-160 на Казанском авиазаводе. Первые самолеты поступили на вооружение в 1987 году в бап 184 на Украине. Официально на вооружение Ту-160 принят 30 декабря 2005 года.
Конфигурация крыла изменяется от 20 до 65 градусов. Фюзеляж состоит из алюминиевых сплавов, доля титана в конструкции не превышает 20%.
Выпушено всего 36 самолетов Ту-160. После распада Союза 19 из них оказались присвоенными Украиной. Правда, через несколько лет переговоров 8 самолетов переданы России.
На Ту-160 в течение его эксплуатации было поставлено 44 мировых рекорда.