Этот учебно-боевой самолет создавался, чтобы заменить своего предшественника Л-39. О необходимости обновления морально устаревшего самолета Л-39 было сказано еще в далеких 80-х, но у России не было необходимых финансовых возможностей, чтобы осуществить разработку абсолютно нового учебно-боевого самолета. Поэтому было принято решение осуществлять разработку совместно с итальянской компанией Aermacchi. Однако в процессе совместной работы над проектом у представителей компании возникли неразрешимые разногласия, которые привили к прекращению сотрудничества и каждая компания пошла своим путем. Таким образом, появился русский Як-130 и итальянский М-346.
Основным предназначением учебно-боевого самолета Як-130 является обучение курсантов. На этой машине можно отрабатывать основные приемы взлета и посадки, пилотирования, выполнять сложные маневры, получить опыт действий в случае ошибки пилота или отказа АТ, отрабатывать приемы ведения огня по наземным и воздушным мишеням и многое другое. Самолет позволяет выполнять маневры, характерные для самолетов четвертого и пятого поколения.
О намерении приобрести самолеты Як-130 заявили некоторые страны, которые так же планируют обновить свой парк учено-боевых самолетов. Производство Як-130 осуществляется на двух заводах. Один из которых должен обеспечить потребность в Як-130 ВВС Российской Федерации, а на мощностях второго завода осуществляется производство самолетов для экспорта. Стоит заметить, что в 2008 году, стоимость одного самолета Як-130 составляла приблизительно 15 млн. долларов.