Постоянный рост числа пассажиров на маршрутах большой протяженности привел к необходимости создания нового широкофюзеляжного дальнемагистрального авиалайнера. Широкофюзеляжные самолеты позволяли увеличить количество перевозимых пассажиров на популярных маршрутах, и тем самым разгрузить крупные аэропорты, сделать рейсы более эффективными по экономической выгоде.
Оглядываясь на опыт всего мира, где применение такого типа пассажирских машин стало актуальным, в СССР приняли решение о создании нового самолета на базе Ил-86.
Область применения Ил-96
Ил-96 – пассажирский дальнемагистральный самолет, способный выполнять беспосадочные рейсы на значительные расстояния. Он должен был сменить узкофюзеляжные самолеты на рейсах средней и большой протяженности, пользующихся высокой популярностью у пассажиров, а так же своего устаревающего предшественника – Ил-86.
До его создания все дальние перевозки в СССР осуществлялись при помощи Ил-62, и Ил-86 на маршрутах средней протяженности.
Предполагалось, что сочетание широкого фюзеляжа и увеличенной дальности полета позволят новому типу лайнера справиться с объемом перевозок на дальние расстояния, которые росли с каждым годом. Кроме того, широкофюзеляжные самолеты давали больше возможностей для высококачественного сервиса на борту.
История создания и модификации
Разработка Ил-96 началась в 1978 году. Первоначально, в его конструкции собирались использовать предварительные разработки и исследования в области дальних перелетов на базе Ил-86Д (Дальний). Создатели дальнемагистрального самолета работали с этим вариантом Ила вплоть до 1983 года, когда научно-технический прогресс и мировой опыт в авиастроении шагнул далеко вперед. Прежние наработки перестали быть актуальными и создание самолета потребовало новых решений.
От прежних идей пришлось отказаться, и КБ Илюшина приступило к созданию принципиально новой машины, которая впоследствии стала базовой моделью для различных модификаций - Ил-96-300.
Первый полет авиалайнер совершил 28 сентября 1988 года, и на следующий год был представлен на авиашоу в Париже. Так же, в процессе летных испытаний Ил-96 совершил несколько опытных полетов на дальность.
На базе Ил-96-300 было создано несколько модификаций. Ил-96-400, с увеличенной вместимостью пассажиров, улучшенными характеристиками двигателей и авионикой. Ни одна из авиакомпаний не разметила заказов на данный тип, и самолет не производился. Ил-96-400Т – грузовой вариант Ил-96, этот тип эксплуатируется в настоящее время, ряд различных перевозчиков разместили (или планируют разместить) на него свои заказы. Ил-96М - над ним совместно работали западные страны, в том числе США. Был создан только опытный образец, который впоследствии демонстрировался на многих авиасалонах.
Ил-96-300, базовая модель, пошел в производство с 1993 года и тогда же вышел на коммерческие линии.
Коммерческая эксплуатация Ил-96
Коммерческая эксплуатация Ил-96 началась в июле 1993 года на линии Москва-Нью-Йорк. Первое время самолеты активно использовались для обслуживания зарубежных маршрутов, и выполняли рейсы в США, Бразилию, Японию и другие страны. Затем, часть самолетов была переведена на внутренние рейсы, и они поддерживали воздушное сообщение на средних и дальних расстояниях, выполняли полеты на Дальний Восток страны.
В период 2005-2006 годов три Ил-96-300 были проданы правительству Кубы, один – в качестве президентского самолета.
В настоящее время крупнейший эксплуатант Ил-96 – авиакомпания Аэрофлот, которая имеет шесть самолетов этого типа в своем флоте. Так же три машины используются авиакомпанией Cubana – национальным перевозчиком Кубы.
Грузовой вариант – Ил-96-400Т используется российской авиакомпанией "Полет", всего три самолета. Специальный летный отряд "Россия" эксплуатирует по две машины каждого типа: Ил-96-300 и Ил-96-300ПУ.
Таким образом, коммерческая эксплуатация пассажирских Ил-96 производится двумя компаниями: Аэрофлот и Cubana. До кризиса 2008 года два самолета этого типа находились в лизинге у авиакомпании Красноярские авиалинии, но были изъяты. Так же, три Ил-96-300 были выведены из флота Домодедовских авиалиний.
В связи с особенностями летных характеристик, применение Ил-96 наиболее целесообразно на маршрутах большой протяженности. Просторный салон обеспечивал более высокий уровень обслуживания пассажиров, чем в аналогичных узкофюзеляжных дальнемагистральных самолетах, что особо важно при полетах на большие расстояния. В целом, самолет получил одобрительные оценки пассажиров.
Высокая стоимость машин, расход топлива, и ряд других экономических факторов не позволила пассажирским модификациям Ил-96 обрести популярность. В 2009 году был поднят вопрос о снятии с производства Ил-96-300. На это так же повлияла высокая степень конкуренции со стороны импортных аналогов – дальнемагистральных самолетов: Airbus A380, Boeing 777, и ожидаемых в скором времени Airbus A350 и Boeing 787.
Интересные факты об Ил-96:
- Ил-96 стал первым и последним пассажирским широкофюзеляжным дальнемагистральным пассажирским самолетом, разработанным в СССР;
- Ил-96 – один из самых надежных широкофюзеляжных самолетов в мире. За время эксплуатации с этими лайнерами не произошло ни одной аварии, повлекшей за собой гибель людей;
- Одна из модификаций самолета - Ил-96-300ПУ (Пункт Управления). Всего было построено два таких самолета – в 1995 и в 2003 году. От базовой версии этот Ил отличается увеличенной дальностью полета, кроме того, на его борту установлено специальное оборудование, позволяющее управлять войсками страны в случае ядерного конфликта. Ил-96-300ПУ используется как президентский самолет и воздушный командный пункт, и обслуживается Специальным летным отрядом «Россия»;
- Многие Ил-96 получили собственные имена. Как правило, их называли в честь выдающихся летчиков и космонавтов советского времени. Шесть машин, находящихся в собственности Аэрофлота, были названы: Михаил Громов, Николай Карпеев, Алексей Майоров, Владимир Коккинаки, Яков Моисеев, Валерий Чкалов;
- За все время эксплуатации, запрет на полеты Ил-96 был наложен единожды – в 2005 году. Это было связано с выявленной технической неисправностью шасси на президентском самолете. Было проведено расследование: неисправности были вызваны заводским браком. После устранения недочета, полеты были возобновлены. Всего запрет сохранялся в течение 42 дней. Аэрофлот, как основной эксплуатант Ил-96, понес в связи с этим значительные убытки;
- Ил-96 стал первым самолетом из семейства Илов, управляющимся экипажем из трех человек. Это произошло благодаря новым системам пилотажно-навигационного комплекса, которые применялись в этом самолете.