С самого начала Ил-76 был задуман, как эффективная замена уже устаревшего Ан-12. Разработка стартовала в конце шестидесятых. Первый испытательный полет опытной машины был произведен 25 марта 1971 года, а вот в серийное производство Ил-76 поступил только в 1975 году на Ташкенсткий авиационный завод.
Ил-76 по праву считается самым первым отечественным транспортным самолетом с реактивными двигателями. В движение его приводят 4 агрегата Д-30КП-2 с тягой по 12000 кгс на каждого (в час расходуется 8000 литров топлива, при работе всех двигателей одновременно). Зато такие двигатели позволяют самолету подниматься даже с общим весом до 217 т. При посадке струя выхлопных газов отклоняется вперед, за счет чего самолет тормозит очень быстро (требуется около 450 м). Это дает машине огромное преимущество при возникновении экстренных ситуаций.
Важной характерной чертой Ил-76 является очень жесткое и прочное крыло, а также хорошо проработанная система шасси, за счет этого самолет может легко садится и на грунтовую полосу.
Ил-76 имеет хорошо загерметизированный грузовой отсек, который позволяет перевозить до 50 тонн груза или же 225 пассажиров (если самолет двухпалубный). Также самолет способен десантировать до 126 парашютистов или же около 21 тонны военных грузов на платформах. Грузовая кабина позволяет установить три пассажирских отсека стандартного строения. Каждый отсек вмещает до 30 пассажиров.
Ил-76 полностью отвечает своей классификации: средний военно-транспортный самолет. За десятки лет службы он показал множество положительных качеств, главным из которых является надежность и простота. Только сейчас его начинают постепенно заменять новые типы самолетов.