Самолёт Ил-38 на сегодняшний день является основным противолодочным самолётом военно-морского флота России. Именно он является прототипом для ряда дальнодействующих противолодочных самолетов.Ил-38 приводится в движение четырьмя двигателями ТВД ЗМКБ «Прогресс» АИ-20М. Вес пустого самолёта - 36 т, а максимальный взлётный – 63,5 т. При такой массе Ил-38 может развивать максимальную скорость 720 км/ч на высоте 6,4 км. Средняя его скорость во время боевого дежурства составляет 400 км/ч. Радиус действия самолёта составляет 7200 км. Размеры самолёта сходны с типичными транспортными самолётами того времени: размах крыла - 37,4 м, длина – 39,6 м, высота 10,2 м, площадь крыла 140 квадратных метров.
Первый Ил-38 поднялся в воздух 27 сентября 1961 года. Всего было выпущено около 60 таких самолётов. Ил-38 существенно отличался не только назначением от своего брата старшего брата – Ил-18, который использовался как пассажирский и транспортный самолёт, но и своим внешним видом и лётными характеристиками. Его фюзеляж стал длиннее на четыре метра, крыло было смещено вперёд, для того чтобы компенсировать изменение местоположения центра тяжести после установки нового бортового радиоэлектронного оборудования. За хвостом в длинном коке расположился детектор магнитных аномалий. Два отсека вооружения разместились за крылом и перед ним в фюзеляже. В обтекателе под кабиной экипажа установлена поисковая радиолокационная система.
Вооружение самолёта составляют глубинные бомбы, торпеды и РГБ. Конструкция Ил-38 позволяет носить и иные типы вооружений.
Ил-38 был первым самолётом, на борту которого впервые в Советском Союзе была установлена автоматизированная поисково-прицельная система «Беркут». Её главным элементом являлась цифровая ЭВМ. Странно, что единственным зарубежным заказчиком этого самолёта стала Индия, получившая всего пять единиц этой машины.