Имя Валерия Чкалова неразрывно связано с историей отечественной авиации. Об этом человеке ходили легенды еще при жизни. Историки до сих пор спорят, кем был Чкалов – гениальным пилотом или необузданным лихачем. Но то, что успел совершить за короткие 34 года жизни Чкалов, навсегда вписано золотыми буквами в достижения советской авиации.
Родился Валерий Павлович Чкалов 20 января (2 февраля) 1904 года в небольшом городке под Нижним Новгородом, который теперь носит его имя. Рано остался без матери. В лихие годы Революции и Гражданской войны служил в Красной Армии и оттуда попал в один из авиационных парков, где стал слесарем сборщиком самолетов. Проработав 2 года на производстве, в 1921 году поступает по направлению в военно-теоретическую школу ВВС в Егорьевске, которую оканчивает в 1923 году. За годы учебы, Чкалов прошел курс подготовки на военного летчика, школу высшего пилотажа и школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Став боевым летчиком, служил в ленинградской авиационной эскадрильи им. П.Нестерова. За пять лет службы, Валерий Чкалов не раз попадал в различные авиационные и бытовые происшествия из-за буйного нрава, в следствие чего был уволен из армии в 1929 году.
Валерий Чкалов добился восстановления в звании и вернулся в армию в 1930 году, перейдя на работу в Московский НИИ ВВС, где за два года сделал более 800 испытательных вылетов и принимал участие даже в тестовых полетах на прототипе первого советского авианосца.
В 1933 году Чкалова переводят на работу в качестве летчика испытателя на Московский авиазавод при конструкторском бюро Поликарпова. Валерий Павлович подымал в первый раз в небо такие знаменитые в будущем машины, как истребители И-15 и И-16, тяжелые бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, и прообразы штурмовиков ВИТ-1, ВИТ-2. В этот период времени он становится автором нескольких фигур высшего пилотажа, в последствие названных: замедленная бочка и восходящий штопор. 5 мая 1935 года за свою работу получил орден Ленина.
В том же 1935 году летчик Георгий Байдуков предлагает Чкалову совершить совместный перелет через Северный полюс в США. Но Сталин, не желая рисковать престижем страны в случае неудачи, корректирует планы, и полет назначают по маршруту Москва – Петропавловск-Камчатский. Длина маршрута в оба конца составила 9400 км, что по тому времени было рекордным. Сам перелет был осуществлен в июле 1936 года, когда за 56 часов без посадки, самолет из Москвы приземлился на острове, впоследствии также названным, как остров Чкалов.
Но полет в Америку через Северный полюс все же состоялся в 1937 году. Хотя этот перелет на самолете АНТ-25 был на 900 км короче первого, но сложность метеоусловий и важность политического момента существенно повысили значимость данного события. Чкалов получил звание Героя Советского Союза, стал кавалером ордена Красного Знамени и стал депутатом Верховного Совета СССР. Чкалову даже предложили пост руководителя НКВД, но он отказался, предпочтя продолжить летать.
Неизвестно, какой бы след оставил Чкалов в истории, прими он предложение, но полетать ему удалось совсем не долго. Валерий Чкалов погиб в декабре 1938 года при испытании нового самолета КБ Поликарпова истребителя И-180. Виной всему опять стала страсть Чкалова к лихачеству. Желая показать новейший самолет Сталину, несмотря на все запреты, Чкалов самовольно совершил уход с маршрута испытательного полета и пролетел над дачей, где должен был находиться Сталин. Подобные отклонения не были учтены при составлении графика полета и двигатель, получив избыточное охлаждение на морозе, заглох. Самолет Чкалова разбился.
Но уйдя очень рано, Валерий Чкалов успел все таки оставить свой след в истории авиации.