В конце тридцатых между различными конструкторскими бюро наблюдалась очень серьезная конкуренция. Особенно это касалось производства истребителей. Именно в это время и был создан истребитель Як-1, детище конструкторов ОКБ Яковлева. На то время Як-1 стал одним из самых легких истребителей. Его конструкция состояла из различных материалов. Истребитель получил сварной форменный каркас, дюралевую обшивку носовой части. Крылья изготавливались из дерева и были оклеены полотном. Из вооружения, на Як-1 установили одну пушку калибра 20-мм ШВАК и два скоростных пулемета.
Истребитель Як-1 был действительно очень легким. Его взлетный вес составлял всего 2847 кг, а в последующей модификации Як-1М был снижен до 2655 кг. При этом самолет был способен подняться на высоту пять тысяч метров за 5 мин 25 сек., а максимальная высота полета составляла 10 тыс. м. Оснащенный мощным двигателем, самолет развивал скорость до 580 км/ч.
Со временем, на базе Як-1 были созданы улучшенные истребители Як-1М и Як-3. Конструкторы уделяли довольно много внимания улучшению технических характеристик самолетов. Новые модели были оснащены более мощными двигателями, провели работу по уменьшению веса аппаратов. Снижение массы позволило уменьшить габариты истребителя, что положительно сказалось на его маневренности.
Истребитель Як-1 активно использовался во времена Великой Отечественной Войны, зарекомендовал себя как надежное и эффективное оружие.