Конец 50-х годов, гонка вооружений в период Холодной войны подтолкнула развитие технологий, и военная авиация с успехом преодолевает звуковой барьер. Мир ликует: этот период времени характеризует внедрение передовых технологий во все сферы жизни.
Логично, что следующий шаг, который пытается сделать мировая авиация – создание сверхзвуковых пассажирских самолетов. Их называют будущим гражданской авиации, авиакомпании торопятся идти в ногу со временем и размещают заказы на новые самолеты. Считалось, что время дозвуковых самолетов прошло.
Зарождение Конкорда
Конкорд, что переводится как «согласие» - совместное «детище» Франции и Великобритании. Изначально эти страны вели независимые исследования в области создания сверхзвукового пассажирского самолета, но вскоре стало очевидно, что по ряду причин проще объединить усилия, что и произошло в 1961 году. Работа над проектом была согласована и разделена: часть разработок была реализована Францией, часть Великобританией, так же были реализованы производство и окончательная сборка самолетов.
Первый полет Конкорда состоялся 2 марта 1969 года. К тому моменту на сверхзвуковой самолет было размещено более 70 предварительных заказов различными авиакомпаниями. Коммерческие перспективы Конкорда выглядели очень привлекательными, ему предсказывали успех.
Примерно в то же время – в 1969 году компания Boeing выводила на рынок свой новый дальнемагистральный самолет Boeing 747. Руководство Boeing было весьма подавлено слухами о Конкордах: они представлялись серьезными конкурентами «Джамбо», и 747 даже планировали переводить на грузовые рейсы, после запуска Конкордов на линии.
Рекламная кампания Конкордов впечатляла: периодическая пресса того времени отводила сверхзвуковым самолетам главенствующую роль в пассажирских перевозках, в честь Конкордов проводили вечеринки, они участвовали в рекламных турне. Обычные граждане мечтали первыми подняться на борт Конкорда в качестве пассажиров.
Сверхзвуковые в СССР
Параллельно с созданием Конкорда разработки сверхзвукового пассажирского лайнера велись в СССР. Он был разработан КБ «Туполева», и совершил первый полет 31 декабря 1968 года. Ту-144 имел некоторые конструкционные особенности, отличающие его от Конкорда, например, переднее горизонтальное оперение, что давало ему преимущество во время снижения и посадки. Обслуживать Ту-144 могли 18 аэропортов на территории Советского Союза.
Тем не менее, с эксплуатацией самолета возникли трудности. Первый рейс Ту-144 совершил 26 декабря 1975 года по маршруту Москва-Алма-Ата с почтовыми грузами на борту. Пассажирские рейсы Ту-144 начал обслуживать с 1 ноября 1977 года по тому же маршруту. Для его обслуживания не было подготовленных экипажей – роль командира всегда выполняли летчики-испытатели КБ «Туполева», вторыми пилотами выступали летчики Аэрофлота. Высокие эксплуатационные расходы, в том числе повышенный расход топлива, отразились на цене билетов. Стоимость билета на Ту-144 по маршруту Москва-Алма-Ата превышала обычную цену почти в полтора раза.
Пассажирские перевозки Ту-144 прекратил уже в 1978 году из-за низкой рентабельности, в дальнейшем их использовали для перевозки грузов из Москвы на Дальний Восток страны, летных испытаний, или в качестве «летающей лаборатории».
Конец эры сверхзвуковых пассажирских самолетов
Конкорды были новейшими самолетами того времени, которые потребовали новых конструкционных решений и инноваций, сильно удороживших его производство и, как результат, конечную стоимость машины. Сильно были недооценены расходы на обслуживание самолета, и расход топлива, который был значительно выше, чем у дозвуковых пассажирских лайнеров.
В результате нефтяного кризиса 1973 года повысились мировые цены на нефть и авиационное топливо. К тому же, с 1970 года на линии выходит экономичный и перспективный «Джамбо» - Boeing 747. Оценив эксплуатационные расходы, авиакомпании начали отзывать размещенные ранее заказы на Конкорды.
К тому времени были произведены 14 серийных самолетов, 9 из которых приобрели авиакомпании Air France и British Airways, и то, больше для того, чтобы поддержать репутацию стран-разработчиков Конкорда. Оставшиеся пять самолетов были реализованы по символической цене в один фунт стерлингов (или один франк для французов). Главное условие при приобретении Конкордов по таким ценам – коммерческая эксплуатация самолетов. Их так же приобрели английская и французская авиакомпании.
Вопреки всему Конкорды выходят на линии. Почти сразу становится ясно, что их эксплуатация убыточна – Конкорды не могут выйти даже на самоокупаемость. Высокую стоимость билетов пытаются компенсировать высоким уровнем сервиса. Рейсы, обслуживаемые сверхзвуковыми самолетами, позиционируются как рейсы для бизнесменов и обеспеченных людей, которые ценят время, а не деньги. Хоть какую-то прибыль приносят чартерные рейсы.
Основными маршрутами Конкордов стали полеты через Атлантику: Париж-Нью-Йорк (Air France), Лондон-Нью-Йорк и Лондон-Барбадос (British Airways).
Благодаря масштабной рекламной кампании в прошлом, у Конкордов было множество поклонников. Каждый взлет этих самолетов сопровождался толпами зевак, которые приезжали посмотреть на своих любимцев.
Так Конкорды поддерживали престиж своих авиакомпаний до 2000 года.
Катастрофа Конкорда под Парижем
25 июля 2000 года в Международном аэропорту имени Шарля де Голля Конкорд авиакомпании Air France готовился к взлету. Он должен был совершить рейс по маршруту Париж-Нью-Йорк, на борту находились сто пассажиров и девять членов экипажа.
Во время разбега по ВПП Конкорд наскочил на титановый обломок двигателя ранее взлетевшего McDonnell Douglas DC-10, покрышка одной из стоек шасси лопнула, и кусок резины ударил в крыло самолета. От удара был поврежден топливный бак, началась утечка керосина, который тут же воспламенился.
Несмотря на возгорание, экипаж уже не мог остановить разбег самолета. Командир принял решение взлетать, он рассчитывал произвести аварийную посадку в аэропорту Ле Бурже на трех двигателях, но вскоре отказал еще один из них. Самолет начал разрушаться прямо в воздухе, и Конкорд потерял управление.
Он рухнул в трех километрах от аэропорта, в пригороде Парижа. В зоне поражения оказался небольшой отель. Погибли все находившиеся на борту Конкорда, четыре человека на земле, несколько получили ранения.
Эта трагедия повлекла за собой необратимые последствия. Полеты Конкордов были приостановлены более чем на год, их популярность резко снизилась. После возобновления рейсов, Конкорды уже не пользовались прежней лояльностью немногих верных ему пассажиров. Сверхзвуковые пассажирские самолеты начали приносить все больше убытков, и был поднят вопрос о снятии Конкордов с эксплуатации.
Прощай, Конкорд!
В 2003 году две авиакомпании – основные эксплуатанты Конкордов, объявили о прекращении его коммерческой эксплуатации. Последний полет Конкорд совершил 26 ноября 2003 года. Его поклонники, любители авиации из разных стран, приехали в аэропорт на торжественные проводы самолета. С тех пор Конкорды находятся на вечных стоянках в разнообразных музеях. Их можно увидеть в Ле Бурже в Авиакосмическом музее, в аэропорту Хитроу в Великобритании, и других экспозициях.
Советский сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 так же удостоился своего места в музее. Ту-144 находятся на вечных стоянках в Монино, в Музее ВВС; в Музее гражданской авиации Ульяновска и т.д.
Конкорд и Ту-144 – единственные сверхзвуковые пассажирские самолеты, которые эксплуатировались на коммерческих рейсах. С их уходом закончилась эра сверхзвуковой гражданской авиации прошлого века.