В 1965 году, в соответствии с планами ВВС по орбитальным и гиперзвуковым самолетам, было поручено ОКБ-155 А.И.Микояна разработать воздушно-орбитальный самолет (ВОС). Возглавил эти работы Главный конструктор ОКБ Г.Е.Лозино-Лозинский.
Проект получил название «Спираль». В современной трактовке его можно назвать авиационно-космической системой, и направлен он был естественно на подготовку к масштабной войне в космосе.
Разработчики взялись за выполнение заказа по разработке многоразового двухступенчатого ВОС. Комплекс состоял из двух частей: первая это гиперзвуковой самолет-разгонщик (ГРС), вторая – собственно орбитальный самолет (ОС). ОС состоял из самого функционального модуля и двигательной ступени, которая давала ему ускорение для выхода на орбиту вокруг Земли. Старт комплекса, по проекту, должен был осуществляться при разгоне до 380-400 км/ч. Далее ГРС с помощью двигателей достигал необходимой высоты и скорости и ОС отделялся от носителя. Включив собственный двигатель, ОС выходил на орбиту, отработавшая ступень отделялась и сгорала в атмосфере.
Орбитальный самолет предполагал выполнение нескольких задач. В них входили доставка и запуск баллистических ракет космос-земля, запуск и ремонт спутников, и перехват вражеских космических объектов, фотографирование поверхности земли. Масса самого ОС предполагалась в двух вариантах – 8800 и 2000 кг. Первый должен был выводить не более 500 кг полезного груза, а второй предполагался как ударный самолет. Боевая задача должна была быть выполнена в течение 2-3 витков. В конце 3-го витка – посадка.
ОС оснащался двигателями на фторо-амиачном топливе, которые должны были позволить менять угол летательного аппарата в соответствии с поставленной задачей.
Одним словом, если бы советское правительство не прекратило эту работу и не переключилось на разработку Бурана, который был, в общем-то, аналогом американского шаттла, то первое туристическое агентство по полетам в космос было в России. Хотя, имей СССР в то время такую технологию, вся история могла повернуться по-другому.