С этих, похожих на гигантские старинные стеллажи аэропланов, началась вся мировая авиация.
Такой вид крыла был выбран не случайно, ведь при небольшой мощности первых авиационных двигателей, вся надежда на полет была рассчитана на подъемную силу крыла. А она, как известно, зависит от площади.
В то время не возможно было соорудить единое крыло, которое имело бы достаточную площадь и, при этом, было легким и прочным. Поэтому необходимая для отрыва площадь поверхности достигалась за счет множества узких пластин, расположенных друг над другом, связанных стойками и растяжками.
С развитием авиастроения, появлялись более мощные двигатели, и полипланная конструкция крыла стала лишь тормозом авиации. В 20-х годах от таких самолетов отказались почти полностью.
Из "многокрылых" машин ко второму десятилетию 20-го века выжили только бипланы. Они прошли всю Великую Отечественную войну. Даже сегодня в отдаленных районах еще летают знаменитые "Аннушки" - Ан-2, четырехкрылая легенда.
С ростом мощности двигателей преимущества полипланной авиации стали ее недостатками. То, что до этого удерживало самолет в воздухе, стало препятствием для увеличения скорости. К сороковым годам практически отказались от использования этажерок. Монопланы - самолеты с двумя плоскостями крыльев по обе стороны фюзеляжа, оказались более мобильными и быстрыми.
В последствии именно такие самолеты, со стреловидным крылом и реактивным двигателем, преодолели звуковой барьер.
Однако идея использования полиплановой системы не умерла. В 50-е годы она обрела второе рождение. И произошло это благодаря желанию человека вылететь за пределы земной атмосферы. Если в начале века полиплановость использовалась, что бы подняться в воздух, то в 50-е ее решили применить для торможения при входе в плотные слои атмосферы. Эта идея родилась в голове молодого доктора технических наук Белоцерковского, который возглавил внештатную группу ученых ЦАГИ и ВВИА им. Жуковского в 1955 году.
Полиплановая система, в частности решетчатое крыло, обладая хорошей подъемной силой, при больших скоростях полета создает огромное сопротивление. Для первых аэропланов это было преимуществом, так как удерживало самолет в воздухе. Для спускаемых аппаратов как раз и требовалось создать максимальное торможение, что бы парашютная система могла вовремя сработать.
Естественно, что при столь высоких сопротивлении и скорости, деревянное и даже алюминиевое крыло не годилось. Требовались жаропрочные сплавы. Кроме того, нужно было понять какой должна быть геометрия решетчатого крыла, чтобы и затормозить, и спланировать на посадку. С этими еще многими проблемами ученые справились, теперь все космические корабли оснащены подобной системой торможения.
Станут ли использовать полиплановость в современной авиации - вопрос открытый. Если предположить, что воздушные машины будут имитировать полет птиц, то наверняка полиплановые системы вновь вернутся.