В СССР вопросами перехода звукового барьера в авиации занялись практически сразу после окончания Второй Мировой. Трудно представить, что инженерам-конструкторам удалось достигнуть результатов в самые кратчайшие сроки, при этом стране было не до экспериментов. Вокруг массовое восстановление разрушенной страны, нехватка всего самого необходимого, но, не смотря на эти трудности, звуковой барьер в СССР смогли преодолеть уже 26 декабря 1948 года.
Первым самолетом, которое это сделал, стал Ла-176. Это был не серийный, а опытный истребитель. Он отличался от любого типового истребителя того времени значительно увеличенной стреловидностью крыла (45 градусов).
Испытания проводились на Черноморском побережье с аэродрома Саки. В декабре только там можно было «поймать» хорошую летную погоду. Основным пилотом был полковник Федоров. Он выполнил серию полетов, но тут поняли, что есть проблемы с измерением истинной скорости и пришлось менять трубки приемника высотного давления, чтобы точно измерить скорость. Далее программу выполнял капитан Соколовский, который и смог выйти на сверхзвук, преодолев барьер. Скорость достигла порядка 1105 км в час, что соответствует 1,02 Маха (Мах – единица измерения скорости, равная скорости звука).
Первый советский летчик, преодолевший звуковой барьер, вскорости погиб по нелепой случайности. Он не закрыл надлежащим образом фонарь кабины и тот открылся во время взлета, что и привело к крушению самолета.
А программы по преодолению сверхзвука в СССР продолжилась. В сентябре 1949 года на сверхзвук выходит МиГ-15, затем МиГ-17, а в 1950-м – Як-50. Именно эти самолеты в последствие стали основой сверхзвуковой авиации СССР, хотя первым был экспериментальный Ла-176.