Все люди, решив полететь на самолете, естественно покупают авиабилет. Но далеко не все понимают, что именно там должно быть написано и что обозначают странные слова и символы. Для того, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, следует хотя бы в первом приближении разобраться в специфике заполнения авиационного билета и уметь расшифровать основные понятия.
Авиационный билет содержит в себе всю информацию, касающуюся перелета, самого маршрута, сведений о пассажире, применяемом тарифе и составляющих стоимости перевозки. Помимо этих данных, указываются условия выполнения рейса, и сам билет является ничем иным, как договором между авиакомпанией и пассажиром на осуществление перевозки.
Согласно международным требованиям, вся информация в билетах заполняется латиницей, графы имеют обозначения на английском языке и языке страны, в которой выписан билет. Это сделано по нормам Международной Ассоциации Авиаперевозчиков (IATA) для того, чтобы билет был понятен любому человеку, вне зависимости от его национальности и знаний языка.
Бланки, на которых заполняются авиабилеты, бывают четырех видов. Три вида бумажных билетов и электронный. Бумажные билеты бывают:
- Самокопируемый, автоматически заполняемый (Transitional Automated Ticket - TAT);
- Билет, заполняемый вручную (Manual Issued Ticket);
- Автоматически заполняемый билет с посадочным талоном (Automated Ticket with Boardind Pass - AT).
Наиболее распространенными авиабилетами на регулярных рейсах являются именно автоматические самокопируемые, или как их еще называют, «сендвич» билеты. Он представляет собой несколько стандартных бланков, содержащих на оборотной стороне копировальный слой, с помощью которого информация автоматически переносится на все бланки (их еще называют купонами). Информация печатается на принтере.
Пример заполнения авиабилета ТАТ
(1) Данные о пассажире. Обычно содержат информацию об имени и фамилии пассажира, записанного латинскими буквами. Кроме этого, указывается гендерная принадлежность (мужской – MR; женский – MRS или MSS; ребенок – CHILD; младенец - INF). Обязательным условием является наличие собственного билета для каждого пассажира, включая грудных детей. При покупке необходимо проверить правильность заполнения фамилии и имени, хотя согласно норм IATA, в написании фамилии допускается до 3-х ошибок по сравнению с написанием в паспорте. Кроме этого, в данной строке может присутствовать информация о годе рождения. Это бывает необходимо, когда пассажир пользуется льготным тарифом в зависимости от возраста.
(2) Маршрут перелета. Вносится название городов всех пунктов назначения, включая транзитные. Названия городов указываются на английском языке. Помимо городов дается буквенная (иногда буквенно-цифровая) кодировка аэропорта, если в городе их несколько. Первым указывается пункт убытия, а следующий ниже – пункт назначения. Если пунктов назначения (транзита) более четырех, выписывается дополнительный бланк авиабилета, содержащий продолжение маршрута. Номер дополнительного билета вносится в графу (2*). Если билет куплен сразу в оба конца, то весь маршрут может быть указан на одном бланке (как на примере).
(3) Код перевозчика. Это условное международное обозначение той или иной авиакомпании, осуществляющей перевозку. Каждая компания имеет свой уникальный код. Например, если рейс осуществляется «Аэрофлотом», то его код SU, если «Сибирь», то S7, «ЮТЭйр» - UT и т.д. Иногда, покупая билет на рейс одной авиакомпании в графе «код» может быть указан другой код. Такое бывает, если один и тот же рейс выполняется двумя авиакомпаниями по очереди по код-шеаринговому соглашению.
(4) Номер рейса. Это цифровое обозначение конкретного рейса. Именно этот номер вместе с кодом перевозчика будет указываться на всех табло и объявляться диктором в аэропортах. В случае, если билет приобретен с открытой датой (в данном примере открытая дата обратного рейса), то будет указано OPEN.
(5) Отметка, обозначающая будет ли остановка на сутки и более. Если да, то указывается «Х», если нет, то ничего, либо «()» (как на примере).
(6) Класс бронировки. Может быть указано: A, F, P – первый класс; C, D, J, I, Z – бизнес; остальные буквы (включая S, как на примере) – эконом класс.
(7) Дата вылета. Число цифрой, месяц - английское сокращение. Если в указании рейса стояло обозначение, что билет с открытой датой, то ничего не указывается.
(8) Время вылета. Всегда указывается местное время. Это фактическое время взлета, быть на борту самолета необходимо как минимум за 20 минут, не считая времени на регистрацию.
(9) Статус. Обозначает, гарантировано ли место пассажиру или нет. Если стоит ОК, то все в порядке, место в самолете забронировано. NS означает «полет без места», подобное применяется для детей возрастом до 2-х лет. RQ или SA означает, что место будет выделено только после прохождения регистрации всех, у кого статус ОК. Места может и не хватить. Такая ситуация возможна на рейсах лоу-кост операторов. При этом пассажир будет отправлен следующими рейсами.
(10) Примененный вид тарифа. Тарифов существует большое множество. Основных 11 видов. Тарифы могут быть акционными, нормальными или полными, льготными и т.д. В зависимости от указанного тарифа осуществляется начисление стоимости билета.
(11) Даты, ограничивающие использование данного купона (отрывного листка). Если даты нет, то значит, что билет годен в течение года.
(12) Масса допустимого к бесплатному провозу багажа. Дополнительно можно везти +5 кг в виде ручной клади в салоне.
(13) Стоимость тарифа. Указывается чистая стоимость. Для стран СНГ валютой расчета является доллар. В Европе – евро, в Британии – фунт.
(14) Стоимость тарифа в валюте платежа. Указывается из учета текущего курса. Для России будет указана сумма в рублях. Возможно по пунктам (13) и (14) отсутствовать указание суммы или стоять обозначения IT или FORFAIT. Это значит, был применен специальный тариф.
(15) Пошаговый расчет стоимости. Указываются в закодированном виде все составляющие стоимости авиабилета. Сюда включают различные виды сборов по всем аэропортам маршрута. Детальная расшифровка и то, что не поместилось, даны в следующей (16) графе.
(16) Детальная расшифровка расчета тарифа. Указывается все по городам и рейсам, может содержать информацию, включая курсы пересчета. Все дано в специальной кодировке.
(17) Общая стоимость билета. Указывается финальная стоимость в валюте платежа.
(18) Номер купона, код авиакомпании, серийный номер билета. Указывается порядковый номер отрывного купона (от 1 до 4), номер авиакомпании, и серийный номер конкретного билета.
(19) Способ оплаты билета. Бывает в основном три вида: наличные (CASH), по счету (INV), банковской картой (CC).
(20) Условия и ограничения по принятому тарифу. В данной графе в закодированном виде указываются различные условия и ограничения по данному авиабилету, согласно принятого при расчете тарифа. Это могут быть условия возврата билета, курсы расчетов, возможность замены перевозчика и т.д. Агент при продаже обязан предоставить детальное описание условий тарифа.
(21) Обозначение начального и конечного пункта следования по этому билету. Если билет в обе стороны, то будет указан один и тот же пункт (как в примере – Ташкент – Ташкент).
(22) Служебная информация авиакомпании. Обычно содержит PNR CODE (единый номер бронирования).
(23) Полные данные агента, продавшего билет и дата продажи. Указывается название, адрес, служебная информация. Возможно применение печатного оттиска.
(24) Номер замененного билета. Заполняется в случае, если данный авиабилет был выписан в обмен на какой-то другой. Обычно при изменении маршрута или даты вылета.
(25) Код тура. Заполняется, если билет выписан для участника какого-то специального тарифа, например, тарифа, разработанного под определенный групповой тур.